На столе у Натальи Болтневой пузырьки с нефтью и продуктами ее переработки. И в наше время ученики очень любят рассматривать образцыископаемых, о которых рассказывают на уроках. Например, коллекцию кристаллов, которая есть в кабинете у Натальи Евгеньевны / Фото: «Вечерняя Москва»

Учитель для учителя: нужно ли наставничество в школах

Общество

Министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала о том, что в российских школах планируется ввести должность «ведущего учителя», который будет играть роль наставника для молодых педагогов. 

Эксперт по образованию Ирина Абанкина рассказала о том, что подобная идея появилась достаточно давно.

- То, о чем говорит Васильева, это так называемая «система учительского роста», обсуждается она уже около трех лет. Она подразумевает развитие педагога по двум направлениям. С одной стороны, это повышения уровня квалификации в качестве учителя-предметника: те самые первые и высшие категории, которые присваивают по итогам аттестации. Другая ось развития связана с тем, что учитель берет на себя дополнительные функции: организатора, методиста, наставника. В этом смысле педагог работает не только по своей предметной области, но и берет на себя ответственность за воспитание преподавателя, организацию учебного процесса, внедрение новых технологий и разработку методик преподавания.

Ирина Абанкина считает, что российские школы давно нуждаются в подобной системе.

- Я надеюсь, она будет правильно реализована, - сказала она. – В других странах мира это уже практикуется, наставничеству и вхождению в профессию оказывают очень много внимания. Но это, конечно, дополнительная финансовая нагрузка для школ, поскольку расширение обязанностей должно быть сопряжено с повышением заработной платы.

Преподаватели эту идею также поддерживают.

- Наставничество – вещь необходимая, поскольку у многих учителей, впервые приходящих работать в школу, возникают проблемы, к которым в вузе не готовили,  - объяснила преподаватель русского языка и литературы Наталья Тронина. – У молодых педагогов возникает барьер в общении с детьми, они теряются, войдя в класс, и не знают, что им делать и как себя вести. Я сама долго этому училась, у меня был наставник. И мне очень повезло, что куратор тоже была филологом, поэтому она могла меня обучать преподаванию именно моего предмета. И я считаю, что так должно быть везде.

Однако эксперты не исключают, что при внедрении новой системы могут возникнуть проблемы.

- Конечно, идея хорошая: о том, как себя вести с в конкретной школе, могут рассказать только те, кто долго работает в этом месте и знает все проблемные классы и проблемных учеников, - пояснила педагого-психолог Ольга Павлова. – Однако, если наставника сделают ответственным не только за успехи, но и за неудачи курируемого, то может получиться так, что возникающие у последнего рабочие проблемы будут замалчиваться. В школьных коллективах не любят «выносить сор из избы», что может привести к негативным последствиям.

amp-next-page separator