На фото справа налево: главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов, вдова Юрия Нагибина Алла Григорьевна, помощница Аллы Григорьевны Таисия Трефилова / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Память о писателе Юрии Нагибине увековечена на стене его дома

Общество
24 декабря состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о журналисте, писателе, сценаристе Юрии Нагибине на доме в Армянском переулке, где он родился и жил.

Юрий Нагибин — один из самых ярких, знаковых русских писателей XX века. Правительство Москвы, коллектив редакции газеты «Вечерняя Москва» и семья Юрия Нагибина на протяжении трех лет все вместе вели огромную работу, чтобы увековечить величайшего мастера слова.

— Наступило такое время, когда имена забываются.

Имя Юрия Нагибина стоит в одном ряду с такими писателями, как Василий Шукшин, Чингиз Айтматов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин. По своей художественной силе, исповедальности многие его произведения, например «Дневник», не имеют равных в мировой художественной литературе.

Возвращение памяти есть то, к чему мы стремимся. Молодое поколение, которое придет нам на смену, должно знать, что они не «Иваны, не помнящие родства», а люди, которые знают, помнят, чтут память выдающихся писателей. Я уверен, что молодежь, юнкоры «Вечерней Москвы», которые тут присутствуют, обязательно вернутся к необычным, великолепным произведениям Юрия Нагибина.

Особые слова благодарности и столичным властям — Департаменту культурного наследия, экс-заместителю мэра столицы Леониду Печатникову. Без них у нас ничего не получилось бы, — сказал главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов.

В открытии памятной доски поучаствовали и юнкоры «ВМ» / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Надо сказать, что мемориальную доску в память о писателе пытались установить трижды, но каждый раз дело ничем не заканчивалось — по разным причинам. В частности, требовались доказательства проживания Нагибина в этом доме, но за давностью лет книги, в которых была упомянута семья Нагибина, не сохранились. Потребовалось целое расследование, кропотливый поиск в архивах и литературных источниках, чтобы доказать это!  Юрий Нагибин сотрудничал с нашей газетой, и многие его коллеги — обозреватели Ольга Кузьмина, Екатерина Рощина, специальные корреспонденты Анатолий Сидоров и Мария Раевская — изучали архивы, устанавливали точный адрес Юрия Нагибина.

Своим трудом они внесли большую лепту в установку доски.

Сам памятный знак очень необычен. Скульптор, народный художник России Александр Рукавишников оригинально подошел к созданию образа писателя.

— Рядом с портретом Юрия Нагибина я поместил книжные полки, настольную лампу, от которой будет разливаться настоящий свет. Это символ уюта и тепла, — рассказал Александр Рукавишников.

Открытие памятной доски писателю - одна из главных акций нашей газеты в год 95-летия / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Вдова писателя Алла Григорьевна тепло поблагодарила скульптора.

— Обычно Юра ни у кого не получался, а здесь, когда я увидела эскиз, это был именно он, каким я его и запомнила, — сказала вдова.

Вспомнили о писателе и коллеги по цеху, которые пришли на открытие памятной доски.

— Когда я работал в журнале «Смена», Юрий Маркович был одним из авторов. Это был очень аккуратный, корректный человек, очень высокой культуры. Понастоящему его творчество не было по достоинству оценено при жизни, — сказал писатель, председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов. Те, кто знал Нагибина при жизни, отмечали, что он никогда не гнался за номенклатурными лаврами.

Невероятно успешный писатель, признанный за границей «лучшим писателем Европы», Юрий Нагибин не был в полной мере оценен на родине — не читателями, а властями, теми, кто ведал наградами и почестями. Прозаика не стало в 1994 году, и хотя книги его переиздавались, его имя, имя истинно московского бытописателя и культуролога, не было в столице увековечено.

Без преувеличения можно сказать, что «Вечернюю Москву» невозможно представить без имени Юрия Нагибина. Это имя прекрасно известно любому человеку, который хотя бы немного знаком с отечественной прозой.

В открытии памятной доски поучаствовали и юнкоры «ВМ» / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Его талант блистал не только на страницах книг, но и с больших экранов — по сценариям Юрия Нагибина снимались замечательные фильмы, которые ныне входят в золотой фонд советского кино. В частности, именно его перу принадлежит знаменитый «Председатель».

Однако, несмотря на огромный талант и громкий титул «Лучший писатель Европы», Юрия Нагибина не смогли в полной мере оценить дома. Виной всему стала нелюбовь прозаика к советской власти.

И пусть книги Юрия Нагибина регулярно переиздавались, на улицах Москвы не появилось ни одного памятника великому писателю.

И пусть наверху до недавнего времени отказывались увековечивать знаменитого прозаика, его верные читатели навеки сохранят память о нем, передав эту преданность своим детям.

Юные корреспонденты издания пришли почтить его память. Именно им нести в будущем литературное знамя.

— Хорошо, что теперь в нашем городе есть новый культурный «маячок». Многие теперь узнают, что по этим улицам гулял выдающийся писатель, прочтут его книги, — поделилась юнкор «Вечерней Москвы» Анастасия Бруй.

Невероятно успешный писатель, признанный за границей «лучшим писателем Европы», Юрий Нагибин не был в полной мере оценен на родине / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Кто знает, может быть, кто-то из этих ребят продолжит идти по колее, которую проложил своим творчеством Юрий Нагибин.

— Писательский труд для него был делом и смыслом жизни. Сейчас мы живем в эпоху искусственного культурного контекста во многих сферах, в том числе и в литературе. Юрий Нагибин был из тех, кто создавал истинный контекст. Он один из, возможно, немногих деятелей культуры, кто по-настоящему достоин увековечения памяти,— сказал главный редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов. Его поддержал и редактор «Литературной газеты» Максим Замшев.

— Творчество Нагибина очень важно для просвещения молодежи. Очень тонкий писатель, он учил видеть вещи глубоко, — сказал Максим Замшев.

ПРЯМА Я РЕЧЬ

Алексей Емельянов, руководитель столичного департамента культурного наследия:

— Когда в департамент обратился главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Иванович Куприянов, мы были даже несколько удивлены: неужели в столице нет мемориальной доски одному из самых выдающихся писателей XX века? ­Общими усилиями было решено это исправить. Юрий Нагибин — москвич, во многих произведениях которого изображены родной город, места, где он гулял, жил и работал. Очень важно, чтобы в столице было как можно больше адресов, связанных с памятью наших выдающихся соотечественников.

Руководитель столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов во время открытие мемориальной доски писателю Юрию Нагибину / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

СПРАВКА

Юрий Маркович Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. Увлекался футболом, но отчим посоветовал ему заниматься литературой. Нагибин поступил учиться во ВГИК, однако не окончил его из-за начала Великой Отечественной войны. Он отправился на фронт, а в 1942 году вступил в Союз писателей СССР. Юрий Нагибин был одним из самых экранизируемых советских писателей.

amp-next-page separator