Братиславский рынок открылся после реконструкции / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Как изменились расходы москвичей в январе 2019 года

Общество

Как сообщил исследовательский холдинг «Ромир», в очередной раз заглянувший в карманы россиян, расходы среднестатистической семьи в первую неделю января составили 3916 рублей (средний чек – 587 рублей). В декабре все было несколько иначе: 5598 и 671 рубль соответственно. Данными по Москве холдинг не располагает, но если учесть, что разрыв с усредненным чеком по РФ составляет у нас примерно 180 рублей, можно предположить, что в столице один стандартный поход в магазин вылился в 767 (январь) и 851 (декабрь) рублей соответственно.

В принципе, все закономерно: предновогодняя неделя всегда отличалась особой активностью покупателей, а последующая – ее спадом. Однако «качество» этой активности несколько изменилось. По сравнению с прошлым (2017-2018) новогодьем россияне стали чуть прижимистее: тогда повседневные расходы и средний чек укладывались в суммы 5828 и 687 рублей соответственно. Разница в 230 и 16 рублей вроде бы не велика, но если учесть, что за этот год цены явно не стояли на месте, разрыв становится более очевидным.

Согласился с этими выкладками и председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов:

- На новогодние праздники традиционно приходится пик покупок в стране: люди откладывают деньги, готовятся к тратам… Еще несколько лет назад два последних месяца года могли составить четверть, а то и треть годового оборота магазина. Сейчас ситуация немного изменилась – люди стали делать покупки более «плавно».

С нового года внедряется экологический сбор, который коснется производителей упаковки как пластмассовой и пластиковой, так и легкой металлической / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Изменилось, по словам Иванова, и качество этой торговой статистики: мы стали покупать больше, но приобретать при этом более дешевые товары, чем раньше:

- «В штуках» покупок стало больше, в рублях – меньше. Так, если в 2017 году общий оборот интернет-торговли составил 12,4 миллиарда долларов, то минувший год, по предварительным данным, выльется в 12,84 миллиарда. Если учесть инфляцию, в том числе и долларовую (а она есть, доллар – это вовсе не такая стабильная история, как принято думать), получится как минимум отсутствие роста. При этом непосредственно покупок стало больше: 480 миллионов в 2017 году и 560 миллионов – в 2018-м. Средний чек транзакций, даже предновогодних, падает уже несколько лет. Подарки стали дешевле, проще (иногда это уже скорее сувениры, нежели что-то стоящее), число людей, оставшихся на прежнем уровне потребления, падает, но, тем не менее, традиция подкопить денег на праздник и обязательно поздравить родных и близких, сохраняется. Что не может не радовать.

Впрочем, некоторый нестандартный ажиотаж конец декабря отечественному ритейлу все-таки обеспечил – поспособствовала тень НДС, замаячившая на торговом горизонте. Многие постарались сделать дорогие покупки до введения нового оброка:

- Покупатель начал понимать, что во многих случаях 2 процента - это заметная сумма, решил сэкономить и отправился за дорогостоящим товаром в декабре, - объясняет эксперт. - То есть, подозреваю, без этой рубежной налоговой даты, средний чек оказалась бы еще меньше.

Некоторый нестандартный ажиотаж конец декабря отечественному ритейлу все-таки обеспечил / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Понятно, что при таком раскладе уверенно чувствовать себя на рынке удается в первую очередь крупным розничным сетям. Да и те несут потери. В прошлом году в стране закрылась как минимум 21 региональная продуктовая сеть (примерно 500 магазинов). Москва и область с сентября 2017-го потеряла 15 сетей. В их числе оказались «Седьмой континент» (минус 99 магазинов), “Монетка” (74 магазина), “Царь-Продукт” (21), “Гастрономир” (18), «24 часа», и т.д. Сокращают количество магазинов «Оливье» (минус 91%) «О’кей» (минус 71%), «Алые паруса» (минус 40%), «Бахетле» (минус 38%), «Атак» (минус 30%)… В плюсе же остаются либо гиганты, способные предложить покупателям более дружелюбный ценник (X5 Retail Group, «Лента», «Магнит»), либо сети, делающие ставку на качество и экологичность (ВкуссВилл, Мяснов и другие).

Придирчивее стал и потребитель. И это, кстати, общемировая тенденция. Так, по данным Retail Pain Index, 75 процентов покупателей уже готовы поставить в вечный игнор торговую точку, с которой был связан даже единичный негативный опыт. И в списке непростительных обид не только бракованный или просроченный товар, но и грубость продавца, опоздавший курьер, не пришедший заказ, долгая или неудобная доставка. В общем, ритейлу с каждым годом приходится биться за покупателя все серьезнее и ожесточеннее. По мнению аналитиков, выиграют те, кто сможет совместить релевантность, ненавязчивость, четкий и удобный сервис с дружелюбным ценником и недорогой (в идеале – бесплатной) доставкой.

amp-next-page separator