Репортаж «ВМ»: один день из жизни четвероногого оперативника
Слышится легкий цокот, точно нескольких пар женских каблуков по офисному паркету перебирают… Сначала в дверном проеме появляется лишь большой черный кожаный нос, и только спустя еще несколько секунд в пространство кабинета просачивается гибкое изящное животное. Вот она, легенда Центральной оперативной таможни, розыскная собака породы бельгийская овчарка — малинуа по кличке Буся. На самом деле это ее псевдоним. Как настоящему сотруднику оперативного подразделения, Бусе нельзя особенно «светиться» на людях. Работа у нее тихая, аккуратная, не допускающая стороннего внимания. Только за последние девять месяцев эта собачка нашла четыре с половиной килограмма высококонцентрированных синтетических наркотиков, в пересчете на рубли — четыре с половиной миллиона. А сохраненных благодаря этому человеческих жизней и не сосчитать! В южных заокеанских странах за голову такой собаки наркодилеры готовы заплатить миллионы долларов. Убытки от работы подобных собак они несут куда как более существенные.
— Ко мне! — раздается из коридора строгая команда кинолога капитана Андрея П. — Место!
В здании оперативной таможни на шоссе Энтузиастов собакам делать, собственно, нечего. Здесь мероприятия только планируются и подводятся итоги по их проведению. Вот и сегодня капитан заехал с утра перед дежурством, что называется, подбить бумажную отчетность. Бусе, как всегда, рады все сотрудники отдела. Так и скормили бы ей свои припасенные к чаю вкусности, зацеловали и загладили бы всеобщую любимицу. Но строгий собачий хозяин непреклонен. Дисциплина для служебной собаки — первое дело. Поэтому все, конечно, страдают (и сама Буся тоже) от невысказанной любви, но терпят. Кстати, несколькими годами раньше с коллегой бельгийки, немецкой овчаркой, произошел поучительный, но конфузный случай. При досмотре пассажирского поезда в зоне таможенного контроля на работающую немецкую овчарку Йошу обрушился поток сладких эмоций одной корпулентной дамы, ехавшей в купе. Одуряющая летняя жара, навязчивые запахи съестных припасов пассажиров вперемешку с резким духом потного человеческого тела не сильно способствовали рабочему настроению ищейки. А тут еще эти женские «сю-сю». И когда дама возопила, что немедленно хочет погладить собачку, ее хозяин, естественно, категорически эти желания отверг. «Ну, я же хочу», — засопротивлялась дама и буквально вцепилась обеими руками в собаку. В ответ кинолог впился руками в женственные формы дамочки: «Я тоже!» Визг, истерика, полуобморочное состояние пассажирки на какое-то время совсем расстроили рабочую атмосферу. Первой очнулась Йоша — и уверенно продолжила изучать укромные места железнодорожного состава. Инцидент был окончательно исчерпан, когда в багаже соседнего купе собака нашла-таки целую сумочку с коноплей.
— Обученная собака не должна проявлять эмоций на работе. По команде, подаваемой только ее хозяином, она делает специальную стойку. Никому со стороны не понятно, что происходит. Настоящая разыскная собака обозначит свою находку так, что никто из окружения, кроме кинолога, не заметит ее служебной стойки, — рассказывает начальник отдела кинологической подготовки службы организации кинологической деятельности ЦОТ ЦТУ ФТС России Артем Миронов.
В том же «веселом» поезде чуть позднее собачка нашла еще одну закладку наркотиков возле туалета. Но показала это своему хозяину так виртуозно незаметно, что наркокурьер, наблюдавший издалека внимательно за поисками собаки, не понял, что его уже могли вычислить. Урожай в той непростой поездке оказался богатым.
Тем временем Артем Николаевич, пока Андрей заканчивал свои бумажные мытарства, прямо в своем рабочем кабинете подготовил полигон для очередного собачьего экзамена, спрятав в подоконник небольшой пакетик с имитатором наркотика. Подобные развлечения у них тут проходят регулярно. Служебной собаке без работы долго нельзя. Чем чаще собака будет задействована, тем больше у нее будет результатов. Так почему бы не потренироваться?
Бусины танцующие шажки, как музыка, слышатся издалека. Кинолог идет следом. Согласно существующим стандартам, собаку в правоохранительные органы берут с девяти месяцев, когда уже становится понятно, на что она способна. А Бусю Андрей забрал еще в двухмесячном возрасте. Воспитал, как родное дитя. То-то она на него постоянно оглядывается, будто читает по глазам мысли хозяина.
— Ищи, — командует капитан своей воспитаннице.
В кабинете мы сидим втроем. Широкой спиной Артем Николаевич прикрывает окно, где сам же недавно сделал учебную закладку. Но это не помогает, вернее, не отвлекает умную собаку. Секунд 15 проходит, не более, и Буся уже многозначительно застывает рядом с батареей, устремив морду прямо в сторону того самого подоконника.
До сих пор бытует в народе поистине дикое мнение, что собаки, работающие на поиске наркотиков, сами отъявленные наркоманы. Находятся даже такие защитники-активисты, пытающиеся публично оскорблять кинологов за то, что те мучают животных. Оправдываться и что-то объяснять силовики давно уже перестали. Тем, кто по-настоящему любит собак, методы их разыскной подготовки понятны. Иному четвероногому помощнику настоящей наградой за успешную работу станет просто доброе хозяйское слово. Еда, даже вкусная, не всегда воспринимается служебными собаками как поощрение. Вот для Буси нет ничего лучше, чем поиграть с хозяином в любимый ею мячик на веревке. Бельгийская овчарка по природе своей очень подвижная. В день ей просто физически необходимо пробежать более десятка километров. Иначе собачий организм может дать сбой. Поэтому и любовь к подвижным играм у этой породы врожденная.
— А моя прежняя собака, — делится воспоминаниями Артем Николаевич, — была натренирована на поиск денежных средств. — Доллары, евро, рубли — все отдельно идентифицировала. Наблюдая за нашей службой со стороны, несведущие люди удивлялись, как это я собаку выдрессировал? Деньгами, мол, что ли кормил? Да, подсмеивался я, для учебы нам ежедневно денежный фарш выдают (мелко нарезанные купюры в спрессованном виде). Кормлю собаку этим фаршем регулярно…
И что удивительно, некоторые чудаки верят этим шуткам! Так небылицы всякие и рождаются о «кровавых» способах дрессировки собак в силовых структурах. Между тем у наших спецов все собаки вообще выдрессированы только на имитаторах наркотиков. На настоящих наркотиках тренируют собак за границей. Но что-то не слышно, чтобы там какие-то представители «зеленых» или другие защитники природы протестовали против жестокого обращения со служебными собаками.
Рабочий день у служебной собаки оперативной таможни редко похож на предыдущий. Рутины здесь не бывает. Зато случаются мероприятия в городских адресах, в рамках оперативно-разыскных мероприятий. Оперативники таможни работают не только в зонах таможенного контроля. Но сегодня нам с Бусей предстоит поездка на пост, где проводят таможенный контроль посылок, прибывших из-за границы. Без лишних напоминаний собака устремляется к служебной машине — микроавтобусу и ныряет в специальную клетку-перевозку. На вопрос корреспондента о необходимости такого строгого порядка перемещения собаки кинолог даже удивляется:
— А вы разве за свою собаку не переживаете, когда в машине ее возите? Она же, как ребенок, при резком торможении может и через лобовое стекло вылететь. Это элементарные меры безопасности, — поясняет Андрей П.
Кинолог рассказывает, что передвигаться за день приходится иногда очень много. Поэтому надежнее Бусе все-таки ездить в ее собственной комфортной — между прочим, с кондиционером и обогревом — клетке.
Работа на таможенном посту «Международный почтамт» никогда не затихает. В среднем в день через ленты-конвейеры здесь проходит свыше десяти тысяч посылок и бандеролей. Бусю здесь встречают, как свою штатную сотрудницу. Никого не смущает ее интерес к пирамидам из коробок и контейнеров. Обычно собака первым делом, как только заходит в помещение, обегает всю его территорию целиком, оценивает, так скажем, обстановку в целом. Кинолог тоже сразу интересуется в целом географией последних почтовых поступлений. А вот в прошлый раз Буся уже сразу при входе подозрительно забеспокоилась, но как-то иначе, чем на наркотики, отреагировала. Необычно большие посылки чем-то всерьез ее обеспокоили.
— Я коллегам, естественно, сообщил о тревожных сигналах, подаваемых собакой. Когда коробки вскрыли, оказалось, что они целиком забиты охотничьими трофеями — рогами лосей и оленей, шкурами. В общем, мои сотрудники сразу занялись более тщательно проверкой документов такого необычного груза.
Пока мы приглядываемся к обстановке в зале, Буся уже вспрыгнула на движущуюся ленту конвейера. Тут же рядом сотрудники таможни просвечивают волшебными рентгеновскими лучами посылки. Но не все техника может усмотреть. Только что очередной посылке сделали рентгенографию, а следом ее уже спешит изучить Буся. Стоп! Что-то не нравится нашей четвероногой труженице. Сделала несколько проходок вдоль ленты и снова вернулась к загадочной коробке, застыла и так и покатилась вместе с ней по ленте.
— Что-то не то! — кинолог Андрей спешит к Бусе и предлагает подключиться к изучению содержимого посылки своих коллег. Далее без профессиональных экспертов не обойтись…
Перед самым Новым годом, когда почтовое отделение буквально задыхалось от потока поздравлений, бельгийская овчарка Буся по-настоящему удивила и всех работников почты, и даже своего хозяина. Маленькая изящная бандеролька, украшенная ленточками и снежинками, пришедшая в Москву из Европы, ни у кого не вызвала подозрения, кроме как у Буси. Что там было? Как и полагается, к новогоднему празднику кто-то отправил хороший набор из шоколадных конфет, мандаринов, пряников и игрушек. Но Буся настойчиво требовала вскрыть посылку. Несколько раз вокруг нее круги нарезала, будто в задумчивости наклоняла голову набок. В конце концов нетерпеливо заскребла лапкой по коробке. Когда бандероль аккуратно вскрыли, под ярко-оранжевой мандариновой кожурой обнаружилась интересная порошковая субстанция. Кому предназначался такой щедрый подарок, оперативники уже выяснили. Но мероприятия продолжаются. И Буся пока останавливаться в работе не собирается.