В отношениях с боссом нужно следить и за календарем / кадр из сериала «Босс»

Метод кнута: как противостоять грубости руководителя

Общество
Эксперты выяснили, что российская экономика теряет около двух миллионов долларов в год из-за грубого отношения начальников к своим подчиненным. «ВМ» выяснила, почему существует такой тип руководителей и как противостоять хамству.

Для некоторых людей работа — это практически второй дом. Они готовы уходить из офиса далеко за полночь, лишь бы выполнить все поставленные задачи. Однако в этом самом «доме» иногда случаются достаточно неприятные моменты, например начальник может жестко отругать или оскорбить своего сотрудника. 

— Далеко не все руководители хорошо относятся к своим подчиненным. Некоторые считают, что метод кнута и пряника в современном мире более эффективен. Если ваш начальник постоянно кричит и оскорбляет вас, то можно с уверенностью сказать, что такую манеру поведения он увидел в далеком прошлом или в детстве. Некоторые начальники — это обиженные маленькие дети. Они считают, что к людям нужно относиться также, как к ним раньше. То есть если их первый начальник был жестким и властным, то скорее всего такую манеру поведения нынешний руководитель возьмет за основу, — рассказала психолог Ангелина Могилевская.

Эксперт добавила, что на данный момент в России преобладают авторитарные начальники. Большинство таких руководителей уверены, что сначала нужно сильно отругать сотрудника и лишь затем дать ему так называемый пряник. Такой «подарок» может быть в виде премии или словесной похвалы.

— С моей точки зрения, проблема заключается не в том, почему у нас до сих пор есть жесткие начальники, а почему им никто не противостоит. Зачастую подчиненные молчат потому, что боятся еще больше услышать грубых слов, остаться без работы или лишиться части заработной платы, — комментирует Ангелина Могилевская.

По мнению эксперта, противостоять грубости и неоправданной жесткости можно. Например, если на вас кричит начальник, сначала стоит найти точку опоры или прислониться к шкафу, стене. Таким образом вы будете чувствовать себя более уверенно. Затем вам стоит сделать глубокий вдох и начать диалог.

— Сначала человеку нужно сказать, что-то приятное. Например, Анатолий Анатольевич, я вас очень уважаю и ценю. Мне нравится работать в этой компании. А затем приступить ко второй части диалога. Ее не стоит начинать с союза «но». Я вам рекомендую начать с наречия «поэтому». Таким образом диалог будет выглядеть так: «Поэтому Анатолий Анатольевич, когда вы меня ругаете, я чувствую себя очень не комфортно. Давайте поговорим не на высоких тонах», — посоветовала психолог.

Бороться с грубым поведением начальства можно и другими способами. Например, подать в суд.

— Уголовный кодекс предусматривает наказание только за оскорбления представителя власти. Поэтому, если у вас обычная должность, то за оскорбление можно привлечь по статье 5.61 кодекса об Административных правонарушениях. По данной статье можно привлечь человека, даже если он в ваш адрес выразился плохо не только на рабочем месте, но и на улице, — рассказала адвокат Юлия Дубинина.

Однако она добавила, что в ее практике таких дел практически не было. Зачастую, если человека оскорбляют на работе, то он предпочитает уволиться, а не подавать в суд.

— Если ситуация зашла в тупик и вы решили не оставлять это просто так, то сначала вам нужно обратиться с жалобой к прокурору. Потому что такие дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором и затем рассматриваются мировыми судьями. Но сначала стоит позаботиться о доказательствах. Ими могут быть записи со служебных камер видеонаблюдения, аудиозапись или показания свидетелей. Нельзя привлечь к административной ответственности за то, что вас в целом когда-то оскорбили. Привлекают за какой-то конкретный факт. Например, это произошло 2 февраля в 15:00, — сказала Юлия Дубинина.

По словам адвоката, за оскорбления обычно назначается денежный штраф. Причем сумма его может достичь 5 тысяч рублей.

— Если имеет место оскорбление должностного лица, то штраф может быть от 10 до 50 тысяч рублей, — уточнила юрист.

Юлия Дубинина добавила, что перед тем, как обращаться с жалобами в вышестоящие органы, можно попробовать решить проблему внутри компании. Например, воспользоваться внутренними правилами распорядка.

— Не всегда оскорбляет самый высокий начальник. Возможно, это рядовой руководитель отдела. В таком случае вам стоит просто поговорить с вышестоящим лицом и объяснить ситуацию, — уточнила Юлия Дубинина.

А вот какой выбрать способ противостояния хамству, решать только вам. По мнению экспертов, главное — не стоит замалчивать конфликты и пускать подобные ситуации на самотек.

amp-next-page separator