Для исследования были выбраны бренды, которые можно встретить на полке почти каждого российского магазина / Фото: https://pixabay.com/ru

День радио: праздник для всех

Общество

День радио отмечается во всем мире в шестой раз. Это праздник не только людей, связанных с радиоэфиром профессионально, но и всех радиослушателей.

Сегодня радио настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы даже не задумываемся об этом. С утра оно звучит на кухне, затем мы автоматически ищем любимую радио частоту в машине или просим водителя такси переключить на нужную радиостанцию. Ну а вечером танцы под диджей-сеты или любимые хиты. Современное радио — это выбор радиостанции на любой вкус и самую разную по возрасту аудиторию. Информационное вещание, экономика, политика, отечественная и зарубежная эстрада, рок, юмор и сатира. Выбирай — как по музыкальным предпочтениям, так и под настроение. Всего в Москве на сегодняшний день существует более 50 станций. И каждая из них — уникальна.

А ведь буквально 100 лет назад столица только получала опыт первых радиовещательных передач. Статус средства массовой информации радио приобретает к 1917 году. Через четыре года из приемников впервые начнут доноситься музыка и голосовое вещание. Огромную роль радио сыграло в годы Великой Отечественной войны. Вся страна вслушивалась в каждое слово, когда из динамиков звучали передачи «Письма с фронта», «На фронт» и сводки от Советского информбюро, которые зачитывал великий Юрий Левитан.

Сегодня радио вышло далеко за рамки приемника, стоящего в комнате. Станции активно развивают интернет-вещание, запускают на сайтах и в соцсетях видеотрансляции из радиостудий, где любопытствующие зрители могут подглядывать за ведущими и гостями эфира у микрофона.

Подготовить связки

Менялись эпохи — менялось радио. Постепенно строгая подача уступила место легкой фривольной беседе, словно люди, чьи голоса звучат из приемника, находятся у тебя в гостях. Телеканал можно узнать по лицам. Радиостанцию одну от другой отличают голоса. Именно уникальный тембр ведущего придает эфиру свой колорит, тот рисунок радиовещания, который слушатель больше не встретит ни на одной волне.

— Радио сильно меняется, — сказал в разговоре с «Вечеркой» радиоведущий и шоумен Антон Комолов. — Когда я начинал свою карьеру, как мне кажется, радио было переполнено атмосферой романтики, чего-то нового и необычного. Сейчас к нему уже привыкли как слушатели, так и сами сотрудники. Зато радио стало более профессиональным с самых разных точек зрения.

Карьера Антона Комолова началась с «Радио Максимум» в 1994 году, куда он устроился как внештатный корреспондент и телефонист. Теперь он — один из самых узнаваемых голосов страны. Да и не только голосов, ведь он стоял у истоков мегапопулярного MTV Россия.

— Для любого ведущего главное — искренность, — уверен Антон Комолов. — Когда человеку интересно то, что он делает, это слышно через эфир. Слушатели это чувствуют.

Даже спустя много лет Комолов идет в каждый новый эфир с удовольствием. Он вспоминает, что в далеких 90-х входил в студию как в святая святых, как бегал по улицам с огромным магнитофоном для записи в поисках ярких уникальных деталей. Для него как для прирожденного радиоведущего Всемирный день радио — праздник. И, конечно, повод для очередной темы в эфире.

То, что ценится всегда

Многие радиознаменитости попали на радио без профильной подготовки. К слову, тот же Антон Комолов окончил МГТУ имени Баумана с квалификацией «Инженер по специальности систем автоматизированного проектирования». Основной кузницей кадров считается Высшая школа кино и телевидения «Останкино». В то же время на рынке к вашим услугам десятки тематических школ.

— Мы делим процесс обучения на профессии информационного и музыкального радиоведущего, — рассказала учредитель и преподаватель Московской школы радио и телевидения Наташа Малец. — Первый должен владеть знаниями в социальной, политической и экономической сферах, то есть быть «в теме». А музыкальный ведущий — это не просто появление в эфире и представление одной песни. Нужно владеть материалом, обладать навыками импровизации плюс знать все новости современного шоу-бизнеса.

В школе, в которой преподает Наталья, наибольшим спросом пользуется профессия «музыкальный ведущий». Информационный жанр, как правило, выбирают люди, которые уже изначально представляют себя в роли серьезного журналиста.

— Есть качества, которые будут цениться на радио всегда, — объясняет Наталья. — Это, безусловно, хорошо поставленный голос. Еще чувство юмора и быстрая реакция. Когда человек не теряется в эфире и молниеносно реагирует на происходящее. А еще в большой цене люди, которые способны сделать и вести именно шоу, где нужно отдавать слушателям много эмоций и энергии. Они ведь именно для этого и включают радио — ради эмоций и хорошего настроения.

РАДИОГОЛОСА

Чарльз Дэвид Герольд

Его называют первым в мире радиоведущим. Он построил первую в мире радиостанцию в 1912 году и был автором информационных и развлекательных программ.

Вадим Синявский

Работал на радио почти полвека — 48 лет. В 1935 году вел первый зарубежный футбольный репортаж с матча СССР и Турции. В период Великой Отечественной войны работал военкором и вел передачи с фронта. Был ранен, потерял глаз, но затем вновь вернулся на радио.

Владимир Герцик

Его прозвали «небесным диктором», потому что он вел радиорепортажи непосредственно с борта самолета во время их боевых вылетов в годы Великой Отечественной. В мирные годы озвучивал радиоспектакли, выступал в качестве радиоведущего.

Юрий Левитан

В 17 лет прошел отбор дикторов на радио, а затем читал правительственные заявления и вел репортажи с Красной площади, из Кремлевского дворца съездов. Именно он рассказал миру о первом полете человека в космос.

Николай Озеров

Он вел радиотрансляции с 15 Олимпийских игр, 13 чемпионатов мира по хоккею и 8 чемпионатов мира по футболу. Завершил свою карьеру в 66 лет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Набутов, радиоведущий:

— Для меня радио — это теплый контакт с людьми, с которыми ты на одной волне в прямом и переносном смысле. Ведущий тут же получает реакцию слушателей. Интерактив, который есть в эфире, всегда меня привлекал. Как для человека, который сознательно расстался с телевидением, радио — это возможность быть в профессии и не идти в ней на компромиссы с собой.

amp-next-page separator