Скульптор Виталий Шанов за работой над масштабным макетом малых врат для храма. Эскиз делается в масштабе 1:50 и увеличивается в полный размер при литье в бронзе / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Публике показали эскиз врат главного храма российской армии

Общество
Скульптор Виталий Шанов 13 февраля показал в своей творческой мастерской эскиз врат строящегося в Алабине главного храма Вооруженных сил России.

Величественные врата даже в уменьшенной в масштабе модели производят сильное впечатление. В готовом виде — отлитыми из бронзы — они будут двенадцати метров высотой и семи шириной. А в них еще впишут малые врата высотой пять метров.

— По сути это большое панно, представляющее летопись Великой Отечественной войны, — говорит Виталий Шанов. — В качестве элементов мы использовали гербы городов воинской славы.

Однако гербы призваны лишь обрамлять главные элементы — барельефы, изображающие основные битвы Великой Отечественной. На северных вратах — сражения первого периода войны, от Брестской крепости до Сталинграда и битвы за Севастополь. На южных — сюжеты наших побед от контрнаступления под Москвой до форсирования Днепра при освобождении Украины и парада Победы. Все скульптуры выполняются с большим фактическим сходством, с использованием огромного количества архивных снимков.

— При изображении героев непременно будет сохранено портретное сходство, — отмечает скульптор. — В сюжете «28 панфиловцев» мы используем сохранившиеся фотографии с документов солдат, служивших в дивизии Панфилова. Также и в рельефе парада 7 ноября 1941 года последние ряды уходящих красноармейцев сделаем оглядывающимися на нас. Это такой художественный прием: герои как бы сквозь время смотрят на нас. Здесь мы тоже добиваемся портретного сходства. Для этого берем за основу именно те фотографии и киносъемки, которые были сделаны тогда, в ноябре 1941 года, — рассказывает Шанов.

Композиция врат несет в себе и канонический символизм: главной центральной фигурой в их оформлении станет христианский крест, и линия соединения створов врат пройдет как раз по центральному «столбу» креста. Образно крест будет стоять на арке малых ворот. Эта арка символизирует Голгофу как олицетворение всех бед и испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, врата являются элементом, который как бы представляет собой «два в одном»: большие основные створки планируется открывать только по праздничным дням, а в другое время вход будет через малые врата.

Скульптурный эскиз барельефа Северных врат Главного храма Вооруженных сил России, изображающий героическую оборону Брестской крепости в 1941 году / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Рельефное наполнение малых врат еще не до конца определено. По словам мастера, сейчас как раз происходит оформление композиции, а главная цель — «наполнить каждый сантиметр конструкции смыслом» с помощью скульптурного рельефа. Но уже видно, что на створках малых врат главное место займут фигуры архангелов, пронзающих копьями символы зла — змея и нацистского орла Третьего рейха. Символизм подчеркнут деталями: у нацистского орла (такого же, как сбили наши солдаты со здания Рейхсканцелярии в 1945-м) сделана трещина в крыле от удара архангела, и свастика в его когтях надломлена.

— Есть, конечно, определенный символизм и в изображении исторических сюжетов, — говорит Шанов. — Например, Сталинград — сложная композиция. Там же тогда не осталось ни одного целого дома. Поэтому мы выбрали одним из «персонажей» этого рельефа дом Павлова — его обороняли дольше Франции. Здание изображено на фоне Волги. Также тут присутствует всемирно известный фонтан «Танцующие дети». Он тоже существует как «персонаж» рельефа — это один из символов Сталинграда. Мы считаем, что он здесь обязательно должен быть. Потому что каждый, кто подходит к вратам, должен находить точную адресацию в образах: что и где, — заключил скульптор.

Для Виталия Шанова работа над храмовыми вратами не нова по сути: он вместе с женой Дарьей Успенской (тоже скульптор) уже оформлял врата для храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, которая находится на Лубянке. Однако задача совместить традиционную русско-византийскую церковную образность и баталистику решается впервые и вынуждает мастера идти путем бесконечных проб.

— Проект такого храма — очень амбициозный, — объяснил Шанов. — Каждый раз что-то меняется. Даже сюжеты некоторые поменялись. И размеры деталей. Но, хотя время у нас ограничено, мы ради того, чтобы создать этакое восьмое чудо света, согласны менять сделанное и доводить до совершенства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ   

Анатолий Карасев, подполковник Главного военно-политического Управления ВС РФ:

— Учитывая уникальность возведения храма, к его созданию и внутреннему оформлению привлечены лучшие архитекторы, художники и скульпторы России. При этом все эскизы, планы, а также элементы оформления проходят экспертную проверку специалистами Института военной истории Военной академии Генерального штаба. Контролируются и качество, и сроки исполнения.

amp-next-page separator