Чтобы не потерять в выручке, АЗС перекладывают финансовую нагрузку на потребителя / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Эксперты не прогнозируют понижения цен на бензин

Общество

В России скоро может случиться переизбыток бензина. Об этом заявили в компании Argus Consulting, ссылаясь на то, что после запуска двух новых нефтеперерабатывающих установок в Татарстане на Антипинском НПЗ производство выросло на два миллиона тонн. «ВМ» решила поинтересоваться у экспертов, чего в связи с этим ждать российским автолюбителям.

— Речь идет о том, что у нас действительно образовался профицит бензина экологического класса № 5, который разрешено продавать на внутреннем рынке и который наиболее безопасен для природы по своим свойствам, — сказал генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. — Поэтому с точки зрения качества и теоретической доступности топлива на рынке это, несомненно, позитивный момент.

Кроме того, отметил эксперт, существует еще одно важное условие. Профицит образовался не за счет крупнейших нефтяных компаний, а благодаря другим производителям. Как указано в отчете компании Argus Consulting, производить топливо начали «ТАНЕКО» и Антипинский завод. Наличие подобных конкурентов у крупнейших отечественных производителей будет крайне положительно влиять на оптовый рынок и, как минимум, сильно ограничит возможности главных монополистов по взвинчиванию цен, а в идеальном случае — не позволит этого совсем.

— Что касается того, что из-за недостаточного внутреннего спроса на топливо производителям необходимо будет искать более эффективные каналы, то и здесь для российского потребителя есть определенные преимущества. Например, традиционный для нашей страны экспортный рынок — Казахстан — сейчас закрывается, так как стал вполне самодостаточным. Также через некоторое время для нас может закрыться и Монголия, так как там начнет работать собственный НПЗ. Соответственно, все эти образовавшиеся избытки придется продавать на внутреннем рынке, что может снизить цену для конечного потребителя, — сказал Михаил Турукалов.

Впрочем, это не значит, что бензин обязательно подешевеет, и обнадеживаться раньше времени не стоит. Однако подобные новости стоит воспринимать положительно, так как при подобном количестве находящегося на рынке бензина производителям будет намного сложнее поднимать цены на свой продукт.

Успокоил потребителей и первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. Он отметил, что избыток бензина точно не попадет на серый рынок, так как его участники обычно не покупают излишки, а пытаются делать топливо самостоятельно из сырья.

— Впрочем, когда слышатся новости об избытке бензина, то все сразу думают о снижении цен на бирже. И теперь важно, чтобы эти избыточные объемы пошли именно туда. В этом году мы достигли того, что даже те производители, которые никогда на биржу не поставляли, сейчас это делать обязаны. Таким образом она наполняется, и за счет увеличения объемов снижаются цены, — сказал Олег Ашихмин. — Однако сейчас нефтепродукты выгодней отпускать на экспорт. В связи с этим идет жесткий контроль со стороны Минэнерго по поводу наполнения внутреннего рынка и отправки на экспорт.

В данном случае, нельзя допустить дефицита бензина и попытки разогнать цены. Сейчас, в начале года, как правило, всегда объемы достаточны, но к весне есть тенденция к их уменьшению и отправке на экспорт, отметил Олег Ашихмин, поэтому сейчас прогнозы делать рано и нужно дождаться весенней динамики развития. Если объемы не сократятся, то все будет хорошо, однако при обратном сценарии уже следует насторожиться.

— Однако, по моим прогнозам, никаких резких скачков произойти не должно. Ситуация в 2018 году заставила правительство ежедневно в ручном режиме отслеживать ситуацию. Впрочем, все всегда ждут удешевления цен на АЗС и никто не интересуется тем, что происходит на бирже. Те, кто торгует через АЗС, не имеют дохода с дизельного топлива и 95-го бензина. В плюс сейчас уходит только 92-й. Поэтому мы не ждем снижения цен на опте для того, чтобы розница вышла в плюс, — сказал Олег Ашихмин.

amp-next-page separator