Закрытие фестиваля «Путешествие в Рождество» на Тверской площади. На фото Арина Куразина / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Внутренний туризм нужно стимулировать

Общество
Проблемы путешествий по России и перспективы развития внутреннего туристического рынка эксперты обсудили во время круглого стола в эфире сетевого вещания «ВМ».

«Туристический оброк»

В середине января с резонансным предложением выступила Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «АВАНТИ». По их мнению, для ускорения развития внутреннего туризма нужно ввести налог на выезд за границу в размере 500 рублей. Причем платить его должны как россияне, так и иностранцы. Это предложение практически со 100-процентной вероятностью не будет воспринято всерьез, уверен президент Российского Союза Туриндустрии, руководитель Комиссии по туристской индустрии Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Шпилько. И это при том, что подобный сбор может привлечь на развитие внутреннего туризма дополнительные 35 миллиардов рублей.

— Надеюсь, хватит ума подобного рода инициативы не поддерживать, — сказал эксперт. — Есть 27-я статья Конституции Российской Федерации, которая гарантирует гражданину свободный выезд за границу и возвращение. Особенно меня восхищает предложение брать 500 рублей с иностранцев, уезжающих из России. А что будет, если он откажется платить? Мы его оставим здесь пожизненно?

С коллегой согласился и эксперт по туризму Владимир Березин. Несмотря на то, что подобный налог увеличит поступления в бюджет, вводить его как минимум неэтично.

— С этой точки зрения предложение абсолютно отрицательное, — сказал он. — Мы видим примеры курортных сборов в Венеции, Барселоне, которая перегружена туристами. В России сейчас подобной ситуации нет. У нас нет перегрузок ни по выезду, ни по въезду. 

Почвой для инициативы «АВАНТИ», возможно, стало введение аналогичного налога в Японии. В Стране восходящего солнца с января этого года он составляет 1000 иен — это примерно 600 рублей. По мнению Сергея Шпилько, японцы задумали для этого сбора несколько иную роль.

— На мой взгляд, там его ввели для того, чтобы собрать деньги на Олимпиаду 2020 года в Токио, — считает президент Российского Союза Туриндустрии. — Причем платит его более состоятельная часть граждан. Поэтому я бы не стал здесь проводить параллели.

Ралли классических автомобилей Bosch Moskau Klassik / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Догнать и перегнать

Перспективы курортов определены в Федеральной целевой программе развития отрасли внутреннего и внешнего туризма на 2019–2025 годы. Один из основных приоритетов — увеличение вклада отрасли в валовый внутренний продукт России более чем на 70 процентов. Эксперты называют эти цифры «смелыми».

— Задачи здравые, — подчеркнул управляющий партнер компании «Сихорс-Турс» Антон Горальчук. — Если сравнивать долю туризма в ВВП в России и в таких странах, как Соединенные Штаты, у нас отставание в разы. Увеличить этот вклад можно, просто упростив процедуру въезда на территорию России. Благо, у нас есть хороший пример с чемпионатом мира по футболу, когда сильно упростили визовый режим, и это сразу же дало результат. 

Поток путешественников, которые выбирают маршруты на территории страны, с 2013 года увеличился на 75 процентов. Однако зарубежные курорты до сих пор для многих остаются в приоритете. Связано это, скорее, с соотношением между ценой и качеством, говорят эксперты. Уровень комфорта на наших курортах пока еще ниже зарубежных здравниц, в то время как стоимость путевок примерно такая же, если не ниже. Эксперты видят несколько фундаментальных проблем внутреннего туризма. Это нехватка инфраструктуры, шероховатости в нормативно-правовой базе, которые мешают инвесторам вкладывать деньги. Для развития туризма на малодоступных территориях необходимо их оснащение высокотехнологичными комплексами для размещения гостей и обеспечения техникой высокой проходимости. Большой проблемой является и нехватка квалифицированных кадров для качественного обслуживания туристов. Много проблем и в секторе автомобильных путешествий. Отправляясь в путь на своей машине, путешественники сталкиваются с ворохом проблем.

— Когда мы вникли в суть вопроса, выяснилось, что у нас даже законодательно не определен такой термин, как «автомобильный туризм», — поделился председатель Комитета по развитию устойчивых транспортных систем Московской торгово-промышленной палаты, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма Сергей Любарев. — В федеральной целевой программе об этом написано одной строчкой, хотя таких 50 миллионов. Конечно, можно ставить проблемы, преграды при выезде россиян за рубеж. Но, в первую очередь, нам нужно создавать условия. Инвесторы говорят, что готовы вкладывать деньги, но законодательно это не урегулировано. Ни перевод земель в угодья, ни развитие кемпингов.

Ралли классических автомобилей Bosch Moskau Klassik / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Суровые реалии

Кому, как не путешественникам, сталкиваться со «особенностями» внутреннего туризма. Профессор кафедры «Автомобильный туризм и сервис» Московского государственного машиностроительного университета «МАМИ» Павел Садчиков проехал 115 стран мира и совершил пять «кругосветок». Последние 15 лет он путешествует на своей личной машине. По мнению путешественника, введение дополнительных налогов и так называемых «курортных сборов» негативно сказывается на внутреннем туризме.

— На машине едет семья, и любое дополнительное препятствие разрушает их желания, — утверждает Павел Садчиков. — Причем это сказывается как на внутреннем, так и на выездном туризме. Ведь вместо того, чтобы подумать, как создавать для его развития более благоприятные условия, предлагают новые барьеры.

По словам Павла Садчикова, автомобильные путешественники, которые выбирают маршруты по России, находятся «в условиях выживаемости». Найти хороший мотель или автомобильную заправку в пути порой крайне непросто.

— В том же Сочи нет ни одного кемпинга. Если селиться в частном секторе, нужно понимать, что никто не знает, какие условия вам там предложат. Вот моя дочь путешествует на машине с моими внучками. Наступает ночь. И где им остановиться в комфортных условиях? А те площадки, которые сейчас есть — это не отдельные стоянки с удобствами: умывальником, душем, столиками. Как правило, это «загончик», забитый большим количеством грузовиков, — поделился Павел Садчиков.

Точка притяжения

Одно из самых популярных направлений внутреннего туризма, вне всяких сомнений, — Москва. Прошлым летом столица справилась с приемом гостей во время чемпионата мира по футболу. Это отразилось и на налоговых поступлениях в бюджет. А зимой столичный фестиваль «Путешествие в Рождество» посетили более пяти миллионов российских и зарубежных путешественников. Самое главное, что гостиничный фонд и созданная инфраструктура справилась с большим потоком туристов.

 В парке «Сказка» 12 и 13 января посетителей ждет фестиваль мультфильмов о животных и экологии «Мультприрода» / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

— В Москве каждый год вводится в среднем от 800–900 до двух тысяч качественных номеров, — привел данные президент Российского Союза Туриндустрии. — Соотношение «цена — качество» в столице на сегодняшний день — одно из лучших в России, а что касается бизнес-класса — и вовсе одно из ведущих в мире. Мне когда-то говорили большие эксперты: «Новый год в Москве не продать». Были времена, когда в столице на зимние праздники закрывалась около половины гостиниц. Сейчас средняя загрузка отелей по итогам прошлого года по качественному номерному фонду составила примерно 76 процентов.

amp-next-page separator