Ваш ребенок начнет читать быстро и легко, когда суммарное время его чтения достигнет ста часов / Фото: https://pixabay.com/ru

Дмитрий Емец поделился секретом воспитания семерых детей

Общество
Воспитание детей у нас берут на себя матери. А лучше это получается у отцов. Вот как это делает писатель Дмитрий Емец, отец семерых детей.

Ваш ребенок уже знает отдельные буквы и слоги, даже, возможно, читает простые слова, но никакого удовольствия чтение ему не доставляет. Вас это тревожит, но, в принципе, не настолько, чтобы бить в колокола. Время идет. Ребенок все больше подсаживается на смартфон и «Ютюб», а все не читает, не читает. Потом уже и читать вроде как-то научился, но радости чтения не познал, вырос, там уроки, ЕГЭ, поступление, и… все. Книга в его жизни ценностью не стала.

Чтобы этого не произошло, нужно попытаться научить ребенка читать пораньше, в том возрасте, когда он не оказывает еще сильного сопротивления, и тогда чтение может стать для него привычкой и необходимостью.

Не секрет, что мы делаем с удовольствием самые сложные вещи только в двух случаях:

1. Когда нам этого хочется

2. Когда это у нас получается

А вот учиться мало кому хочется, разве что первое время. Ребенок быстро устает, а устав, теряет интерес. Поэтому обучение лучше проводить незаметно и в игровой форме.

Опыт

Все в мире переводится в часы опыта! Чем больше часов практики — тем устойчивее навык. Ваш ребенок начнет читать быстро и легко, когда суммарное время его чтения достигнет ста часов. Всего-то четыре дня круглосуточно, без сна и отдыха! Сегодня что у нас? Понедельник? Значит, к пятнице! Но, конечно, так не будет.

Придется дробить эти сто часов по пять — десять — пятнадцать минут, до первых признаков усталости! И потом сразу устраивать бегалки, подвижные игры и переключаться на что-то другое. Но ста часов никто не отменял. Их все равно придется вычитать.

Простые секреты

1. Маленькие дети любят находить буквы в домашнем быту и на прогулке. Например, У — это обломанный сучок. А — две ложки и вилка. О — живет внутри ручек чашки или в тарелке. Это еще очень развивает творческое воображение.

2. Дети любят читать вывески магазинов, слова в рекламе на улице, заголовки журналов. Читайте в городе и во время прогулок. Вывеска «РЕМОНТ ОБУВИ» — это  уже огромный урок чтения! А ведь можно еще догадаться по нарисованному ботинку! А сколько всего можно прочитать, пока сидишь в очереди в детской поликлинике. Недаром там так любят украшать стены полезными плакатами про микробов.

3. Старайтесь использовать любую нестандартную ситуацию. Дети часто боятся занятий как таковых, особенно мальчики. Когда вы гуляете, чертите слоги на песке. Царапайте слова на морозном стекле. Выкладывайте их из камней.

Выклеивайте из осенних листьев. Прочерчивайте палочкой по грязи. Дома склеивайте буквы пластилином из коктейльных трубочек, рисуйте на зеркале пеной для бритья и зубной пастой, делайте их из старых фломастеров, вышивайте из тряпочек, выпекайте из теста.

4. Надо как можно быстрее набрать первую тысячу самостоятельно прочитанных слов! Пусть это будут простые слова. У\ХО, МА\ША, РОТ, БА\БА, РА\МА, ОК\НО. Дальше пойдет намного проще. Но от слова МА\МА до слова ЗДРАВ\СТВУЙ\ТЕ — громадное путешествие.

Если ребенок захочет сам что-то писать — отлично! Буквы могут быть любой степени корявости. Это очень ускоряет обучение. Не критикуйте за кривые буквы.

5. Чтение и развитие мозга связаны с мелкой моторикой. Чем больше ребенок будет выполнять разных заданий — лепить, вырезать, собирать конструкторы, заниматься аппликацией, оригами, — тем лучше и быстрее он будет читать.

Поэтому у вас дома всегда должны быть клей, ножницы, цветная бумага. Для рисования лучше всего тетради в клеточку и бумага А4 для принтеров. Клеточки дети почему-то очень любят.

В них удобно структурировать и рисовать всяких мелких кракозябр. А бумаги А4 хватает надолго. Она дешевле альбомов, если пересчитывать на листы, и подходит для всего: можно резать, делать самолетики, писать, рисовать.

6. Вскоре вы обнаружите, что ваш ребенок НЕ ЧИТАЕТ СЛОВА, а УЗНАЕТ ИХ. Всякий раз, встречая незнакомое слово, он будет останавливаться, замедляться и с иным сложным словом проковыряется целую минуту.

7. Можно и перечитывать. Дети любят читать знакомые тексты, потому что хорошо их знают. Почему бы не пойти у них на поводу? Если вы с ребенком прочитали какую-то любимую книгу, пусть прочитает ее еще раз и еще. Он будет получать удовольствие от беглости своего чтения. А удовольствие от чтения — это то, что нам и надо.

Слоговые таблицы

Скачайте в интернете или купите слоговые таблицы. Это очень помогает. Что такое слоговые таблицы? Сочетания разных букв. У детей, даже десятилетних, часто нет устойчивого навыка читать СТРАШНЫЕ СЛОГИ.

Все эти СКРА, ВЗДРЫ, ШКРЕ, ВСМИ, СКЛЕ. Дети обычно легко осваивают простые слоги (особенно с гласными А,О,У,Э,Ы), несколько мучительнее осваивают слоги с И,Е,Е,Ю,Я, а дальше пытаются узнавать слова, потому что не умеют читать сложные слоги ВЗВИ, ЗДРА и т.д. Попробуйте глазами ребенка прочитать «СРЕДСТВ» или «ЧУВСТВ».

На смаом длее чеолевк чтиеат не бвукы, а зпамониеат слвоа цлеиокм. Джае елси преесатвить все бкувы в солве, комре пверой и полсендей, чеелвок семжот читтаь, поомту что уезнат слово. С рбеннокм то же смаое.

Игра в выдуманное животное

Дети очень любят рисовать выдуманных животных.Поддерживайте этот интерес. Пусть целые тетрадки разрисовывает этими животными. Пусть конструирует целые миры. Некоторые дети очень это любят. Это очень помогает и для развития воображения, и для мелкой моторики.

Это, кстати, очень хороший момент для чтения вслух и для аудиокниг. Ребенок спокоен и сосредоточен. И конструкторы тоже полезны. Как только видите, что ребенок засел с конструктором, — сразу включайте аудиокниги или радиоспектакли.

Вначале аудиокниги падают в ребенка как в бездонную бочку, он не запоминает ни автора, ни сюжетов, все смешивается в большую кашу.

Но это нормально. Довольно быстро он начнет и запоминать, и пересказывать. Где-то через полгода вы увидите, что у ребенка вырос словарный запас и речь стала художественной. Еще через год он сам начнет что-то писать или придумывать. Приходите ко мне на страницу «ВКонтакте», там много разных аудиокниг и методик!

Письмо бабушке

Некоторые дети любят писать, но не любят читать. И отлично. Эти процессы связаны. Покупайте ребенку конверты — марки лучше отдельно, их так здорово наклеивать! — и пусть он пишет письма бабушке, родственнику из другого города, Деду Морозу и т.д. Но важно, чтобы ему и ответы присылали. Вспомните, как было в детстве таинственно и интересно написать письмо самому и получить ответ из другого города от какого-нибудь знакомого ребенка!

Учим маму читать

Человек очень быстро учится, когда учит другого! Даже если сам толком не умеет — все равно учит. Ну и отлично! Пусть ваш ребенок учит читать вас, младшего брата или сестру! Показывает вам слоги, те страницы этой книги, которые он уже хорошо знает.

Игра в глухоту

Злая волшебница заколдовала маму. Мама ничего не слышит. Но на столе лежат фломастеры и бумага. Если ребенку нужна конфета, она либо пишет нужное слово, либо рисует. Иногда дети очень смешно начинают переписываться между собой.

Изображение руки ДАЙ МНЭ Рисунок конфеты Нарисованные ноги НЕДАМ. ПШИЛУЧЕ ГУЛАТ МАМАШЛИ КАТАЦА ВИЛОСПЕДЕ Ребенку тяжело долго держать внимание. Как только ребенок начнет уставать, злой волшебнице стоит расколдовать маму.

ВАЖНО!

Не обращайте внимания на ошибки. Они уйдут. Хвалите ребенка! В сложных случаях можно рисовать отдельные слова.

Печатаем на компьютере

Часто дети думают, что на компьютере можно только смотреть мультики или играть. А однажды открывают для себя, что на компьютере можно, оказывается, печатать, и это доставляет удовольствие.

Напечатайте на компьютере, например:

Мама папа маша каша молоко

Кот стол лапша стул ложка нос

Как только ребенок прочитает какое-то слово, удаляйте его! Подсказка: дети любят читать веселые тексты. Они смешат их и награждают их за тяготы чтения. Смело садитесь за компьютер и начинайте придумывать. Шрифт должен быть крупным. Придумывайте любой веселый бред. Например:

ПАПА НАСТУПИЛ НА СЛОНА. СЛОН ЗАПЛАКАЛ.

РАМА МЫЛА МАМУ.

МАМА УБЕЖАЛА.

Если ребенку понравится, через какое-то время он начнет печатать сам! Причем быстро научится.

Правила пользования кошкой

Дети любят писать всякие правила и развешивать их по дому. Например, можно написать правила пользования кошкой. (Нарисована кошка, а вокруг нее правила. Каждое сопровождается картинкой — тянущаяся к кошке рука, фен, ножницы) Покорми! Погладь! Не поднимай за хвост и за лапу! Не стриги усы! Не пугай феном! Не води лапой кошки по лицу! Береги глаза! Не обливай водой! Не облизывай кошку! Береги от кошки попугаев и хомяка!

Пишем вместе

Возьмите полоску бумаги! Пишите с ребенком слова по очереди, подгибая бумагу, чтобы не видеть, какое слово написал другой. Пишите печатно, чтобы ребенку просто было прочитать.

Об авторе

Филолог и писатель, автор более 30 книг. Основные книжные серии: «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев», «Школа ныряльщиков». Проблемам родительства и многодетных семей посвящены книги «Бунт пупсиков», «День карапузов», «Таинственный Ктототам». Женат, отец семерых детей.

amp-next-page separator