Социализация — один из ключевых моментов, который позволяет обществу принять семьи с особенными детьми / Фото: Хлебникова Ирина

«Солнечные дети»: что нужно знать родителям об их воспитании

Общество

21 марта в мире ежегодно отмечается Всемирный день людей с синдромом Дауна. Это генетическое заболевание может быть вызвано появлением в генетическом коде дополнительной 47-ой хромосомы, причиной может стать и расщепление 46-ой хромосомы в самом начале формирования плода.

Кто такие «солнечные дети»?

У «солнечных детей», как еще называют детей с симптомом Дауна, есть проблемы со слухом и зрением, ростом и весом, с кожей и иммунитетом. Болезни могут преследовать их с самого рождения — не каждый такой человек доживает до старости. Но недуг не мешает многим успешно социализироваться в обществе, любить и заниматься творчеством.

Специалисты ФБГНУ «Медико-генетический научный центр» рассказали «РИА Новости» о факторах, которые могут спровоцировать рождение ребенка с синдромом Дауна. Основной причиной генетики назвали именно возраст женщины, категорически опровергнув более ранние доводы о том, что экономический и социальный статус родителей может повлиять на появление «особенного» ребенка.

Советы будущим мамам

Что же еще может спровоцировать синдром Дауна? Корреспондент «ВМ» задал этот вопрос эксперту — старшей медицинской сестре одной из московских клиник Анне Князевой.

— Чтобы не навредить плоду во время беременности, существует масса рекомендаций. И самые распространенные уже не раз назывались: не курить, не пить, избегать физических нагрузок, обходиться без антибиотиков и прочих лекарств, которые могут влиять на развитие плода. Опасные последствия могут быть после краснухи, стоит матери опасаться и токсоплазмоза, которым можно заразиться от животных.

Исследование, которое поможет определить вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна, обычно проводится на 11–12 неделе беременности. УЗИ, анализы на гормоны и программа, которая посчитает вероятность рождения детей.

Анна Князева имеет опыт работы с «солнечными детьми». 

— Как общаться с ними, вам никто не ответит. Все очень индивидуально. Выстроить модель поведения можно только столкнувшись с проблемой.  Налаживание контакта проходит так же, как и с обычными детьми, но «солнечный ребенок» обычно менее общителен, потому что почти не воспринимает человеческую речь. 

Есть часть семей, которые, несмотря ни на что, не хотят прерывать беременность, они хотят этого ребенка и готовы любить и растить его / Фото: Хлебникова Ирина, «Вечерняя Москва»

Как особенного ребенка адаптировать к социуму?

— Адаптация ребенка с синдромом Дауна — это глобальный вопрос, и трудно дать универсальные рецепты, — считает Екатерина Александровна Пономарева — педагог-психолог, заместитель директора Образовательного центра некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап».  — Нет пока той волшебной палочки, чтобы его решить... 

Основной этап социализации ребенка, уверена она, происходит в школе. Но как к ней подготовить такого малыша?

— По закону и детские сады, и школы должны принимать к себе любых детей, — отмечает эксперт. — Но множество локальных нормативных актов позволяют этот закон обходить. Вот, например, семья только переехала в Москву, и школа может быть не готова принять особенного ребенка, ведь он не адаптирован к существованию в группе, и учителя не знают, как к нему подступиться. 

Здесь должно быть обоюдное движение навстречу друг другу: и общества — к ребенку, и ребенка — к обществу.

— Допустим, двадцать лет назад родители прятали таких своих особенных детей, — рассказывает эксперт. — Выходили гулять с ними только ночью, чтобы никто их не видел. К счастью, сегодня многое изменилось: общество стало относиться к таким детям более толерантно. Но все равно и социум, и самих особенных детей нужно подготовить к тому, что им нужно будет жить среди людей: обучать их, как себя вести, как объясняться, даже если им сложно говорить. 

Екатерина Пономарева также отмечает, что семьям, где есть ребенок с синдромом Дауна, во многом помогают благотворительные фонды и организации.

— Недостаточно работать только с ребенком, — говорит она. — Можно и не добиться успеха, потому что в поддержке нуждаются и мама, и вся семья. Для них — это большое горе и стресс. И большая часть работы ложится не на плечи специалистов и педагогов, а на плечи близких: и знакомство с правилами и нормами поведения, и обучение общению и самообслуживанию... Без того, чтобы научить семью, что делать и как общаться c «солнечным ребенком», работа не будет успешной.

Отдельно эксперт отмечает, что родители в любом случае должны учитывать все риски.

— Есть семьи, которые, несмотря ни на что, не хотят прерывать беременность, они хотят этого ребенка и готовы его любить и растить. Они верят в судьбу: так уж получилось, так случилось, и мы будем растить этого ребенка... Так вот задача фондов — помогать таким семьям: назначить встречу с психологом, предоставить всю необходимую информацию о симптоме, познакомить с особенными детьми и пообщаться с ними, а потом уже самостоятельно принять решение. Фонды поддерживают семью при любом ее решении, — отмечает педагог-психолог.

Есть часть семей, которые, несмотря ни на что, не хотят прерывать беременность, они хотят этого ребенка и готовы любить и растить его / Фото: Хлебникова Ирина, «Вечерняя Москва»

Самый главный совет 

— Важно найти профильный центр, где помогут и самой маме, и близким. Подскажут психолога, который научит, как преодолеть первый, самый сложный этап, — советует Екатерина Пономарева.

Как считает специалист, очень часто родители особенных детей учат их читать, считать, развивать мелкую моторику, а ведь нужно обращать внимание и на социализацию, и на то, чтобы сделать их, по возможности, самостоятельными.

— Мы видели за рубежом детей, которым, может быть, сложно было что-то посчитать, но они прекрасно ориентировались в бытовых вопросах, чудесно себя вели. Ведь даже с обычным человеком вам не захочется общаться, если он не воспитан. Вот и некоторые родители особенных детей совсем не заботятся о воспитании ребенка, зато любят упрекать общество за нелюбовь к нему.

Место в социуме для «солнечных детей»

Возможность реализации особенного ребенка в современном обществе — отдельный вопрос, на котором остановилась Екатерина Пономарева. Она рассказала, что среди них много талантливых людей, которые просто по-другому видят окружающий их мир.  

— Все очень индивидуально. Глядя на ребенка, сразу и не скажешь, есть ли у него способности. Но если есть сложности, например, с речью, то обязательно открываются и другие способы выражения, — отмечает педагог-психолог. — Но, к сожалению, немного существует мест, куда готовы взять на работу такого человека. Ведь ему потребуются и особые условия, и, возможно, сопровождение в первое время, а не исключено, что и дальше. Мало кто в организациях готов пойти на это, а вот творческие студии не скованы подобными «ограничениями».

Остается лишь надеяться, что в недалеком будущем условия для особенных детей станут лучше. И общество выйдет им навстречу.

amp-next-page separator