Цифровой художник Андрей Сурнов / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Цифровая живопись: как Андрей Сурнов создает свои картинки

Общество
Цифровой художник Андрей Сурнов рисует спальные районы, вагоны электричек и метро. Планшет и стилус— вот его холст и кисть, с их помощью он и создает картины.

В чем разница между картиной и картинкой? Цифровой художник Андрей Сурнов для себя решил так: картина — это то, что «предназначено для висения на стене», а картинка — более широкое понятие. Свои художественные работы, нарисованные на планшете, Сурнов тоже называет картинками. Хотя немало найдется желающих украсить ими стену.

В массовом сознании цифровая живопись, как нечто второсортное, проигрывает традиционной, но в картинках Андрея есть что-то такое, что не дает относиться к ним легкомысленно. В работах Сурнова обязательно есть внутренняя логика. Это не просто набор красивых элементов, но целая история, прорисованная с максимальной детализацией. Погрузившись в придуманный художником мир, зритель обязательно нащупает логические связи, которые работают только там. Взять, например, последнюю его работу «Аватар».

«Смотрящий» — было бы здорово, если б в закатном свете на крыше многоэтажки сидела задумчивая и мрачная фигура  / Фото: Работы Андрея Сурнова

Андрей, способный набросать на планшете картинку за полчаса, прорисовывал «Аватара» несколько месяцев. Огромный ангар с перекрытиями и лабиринтами труб, люди в белых халатах, а на переднем плане — исполин, внутрь которого, через откинутую голову-крышку, как какую-то деталь, погружают женщину в странном скафандре. О чем эта картина, Андрей и сам точно не знает.

Главное, что он стремится вложить в каждую свою работу — это настроение и начало сюжета, который зритель может дофантазировать по-своему.

— Так делали Стругацкие. Они придумывали цельную историю, а потому изымали из нее части и предлагали зрителю пофантазировать насчет того, что происходит, — рассуждает цифровой художник. — Например, в «Гадких лебедях» или в «Жуке в муравейнике» был такой подход. Я тоже пытаюсь так делать. Чтобы в моих картинах была замкнутая история, которую можно дофантазировать. Вот, например, картинка с девочкой, которая едет в электричке. Может быть, эта девочка — призрак, который живет в вагоне, или олицетворение этого вагона, а может быть, она обычная девочка, но почему тогда едет одна в пустой электричке? Посмотрев на картинку, каждый сам придумает историю.

К слову, эту работу Сурнов нарисовал за пять поездок в электричке Москва — Подольск, возвращаясь с работы домой. Его так впечатлили старые вагоны поезда, что богатое воображение разыгралось.

— Этот старый вагон, наверное, много о чем мог бы рассказать, — мечтает Сурнов. — Он похож на древний корабль, хранящий секреты, или на заброшенный, некогда богатый дом. Я ехал, смотрел на всю эту красоту и... навеяло. Или, допустим, гопник на крыше. Мне эта идея, сам не знаю, как в голову пришла. Помню, ездил по городу, смотрел на дома и подумал вдруг: вот было бы здорово, если б в закатном свете на крыше многоэтажки сидела задумчивая и мрачная фигура. Знаете эти фотографии в интернете, на которых гопники сидят на кортах, всегда очень спокойные, не улыбаются и внимательно смотрят зрителю в глаза? По-моему, они похожи на голубей, которые где-то летали и приземлились. И смотрят по-птичьи холодно и безразлично. И я вдруг решил, что у меня гопники будут летать. И приземляться там, куда обычному человеку не достать. На картине как раз такой гопник-голубь.

Может быть, эта девочка — призрак, который живет в вагоне, или олицетворение этого вагона, а может быть, она обычная девочка

Вообще наблюдения за городом — один из главных источников вдохновения Андрея. Одна из любимых его картин «Вид на Останкинскую телебашню». На ней Сурнов запечатлел родное Ростокино.

— Когда я ходил в школу, все время мечтал завалиться на газон и отдохнуть, — рассказывает Андрей. — А вечерами там как раз была такая атмосфера, мрачновато-меланхоличная, как на картинке. Поэтому, наверное, я нарисовал вальяжно лежащих на траве женщин. Но школа на картинке тоже есть. Увидите вдалеке маленький темный прямоугольник — это она.

Вдохновляли цифрового художника и Китай-город, и сцены, подсмотренные в столичном метро, и спальные районы. К слову, настроение последних таким, каким его ощущает Андрей, лучше всего читается в так называемой картине с исполинами. Огромные печальные фигуры, стоящие с понурыми головами в ряд вдоль дороги. То ли дома, то ли люди. Таким он передает вид из своего окна.

— Они очень уставшие, — рассуждает художник. — Эта усталость — стоять в очереди — навеки в них запечатлелась. Они будут вечно стоять в ней. Они — и дома, и олицетворение людей, которые в них живут.

Но вернемся к «Аватару». В процессе работы над картиной художник изучил, как вращаются в человеческом скелете кости, чтобы положение фигур, изображенных на ней, было максимально реалистично. Он с щепетильностью ювелира спроектировал освещение: ему было важно точно отобразить, как свет от одного источника падает на разные точки полотна, как рассеивается.

Как большой поклонник всего индустриального, Андрей скрупулезно и натуралистично прорисовал металлические «внутренности» ангара, в котором разворачиваются события. Вся эта гигантская начинка, состоящая как будто из второстепенных деталей, создающих фон, на самом деле — чуть ли не главная составляющая картины, ее неодушевленный персонаж.

— Мне нравится этот суровый стиль, — говорит художник. — Когда техника продумана и убедительна. Я вообще поклонник продуманности во всем. Кроме того, мне кажется, что тело — лишь емкость для сознания. И мне нравится идея эпичности первобытной мощи, которая поражает своими размером, энергией. По сравнению с ней все кажется хрупким. Поэтому мой аватар — гигант.

Сурнов без сожаления констатирует: в «Аватаре» он уперся в потолок своих возможностей. Цифровую картинку — и в этом ее плюс в сравнении с традиционной живописью — можно улучшать снова и снова, но в конечном итоге художник обязательно достигнет предела возможностей.

И что же дальше? Как преодолеть установленную самим же планку? Сурнов подумывает над тем, чтобы, по образу и подобию великих концепт-художников, создать собственный рисованный мир. Он будет продуман до последней травинки, последнего крошечного винтика в гигантских конструкциях. События каждой картины будут происходить здесь.

В процессе работы над картиной художник изучил, как вращаются в человеческом скелете кости, чтобы положение фигур, изображенных на ней, было максимально реалистично / Фото: Работы Андрея Сурнова

— Не знаю, как он будет называться, — признается Андрей, — я мыслю образами, а со словами у меня проблема. Не думаю, что мой мир будет сильно уютный. Возможно, я использую в нем элементы греческой мифологии. Хочу еще устроить когда-нибудь цифровую выставку, но для этого нужны хорошие большие экраны.

Андрей до сих пор хранит свои детские рисунки. В четыре года рисовал Красную площадь с советскими флагами, а лет с 10 переключился на роботов, взрывы и войнушку. В школе учился так себе, говорит, был замкнутым и ленивым, и только когда его перевели в школу с художественным уклоном, воспрял и взялся за ум. Именно здесь Сурнов учился академическому рисунку и живописи. И до сих пор благодарен своим школьным педагогам.

amp-next-page separator