Ушел любимый комедиограф: Москва простилась с Георгием Данелией
Панихида по ушедшему из жизни 4 апреля режиссеру и основателю жанра лирической комедии Георгию Данелии прошла в Большом зале Центрального Дома кинематографистов на Васильевской улице.
Данелия был поистине «народным» режиссером, его фильмы знали и любили, они расходились на цитаты. Поэтому проститься с любимым мастером пришли многие почитатели его таланта.
Большой поток людей медленно продвигался по широкому фойе ЦДК, вливался в узкое горлышко лестницы, ведущей к Большому залу.
Гроб с телом Данелии был установлен на сцене. Рядом — большой портрет мастера. Возле него сидели жена Галина Юркова-Данелия, родственники, близкие люди и друзья. Стояли венки — от Государственного Кремлевского дворца.
В зале слышалась грузинская речь: с любимым гамарджобой прощались представители грузинской диаспоры.
Возле тела был организован почетный караул 54-го отдельного комендантского Преображенского полка. Такой почести удостаивают обычно только Героев России.
На экране крутили кадры из его фильмов под песню «Друзей теряют только раз» на стихи Геннадия Шпаликова, которую исполнил сам Георгий Данелия в своем фильме «Слезы капали»:
Людей теряют только раз,
И след, теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
Автора «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Джентльмены удачи», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» и других вечных фильмов пришли проводить в последний путь бывший министр культуры РФ, а ныне представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, гендиректор Первого канала Константин Эрнст, режиссер Карен Шахназаров, актеры Василий Лановой, Евгений Стеблов и многие другие деятели кино и театра.
Открыл церемонию прощания Карен Шахназаров, сказав, что именно Георгий Николаевич привел его в кино.
— С Данелией закрывается эпоха великих комедиографов: Гайдай, Рязанов, Данелия. Но открывается другая эпоха, — сказал режиссер. — Кино должно быть добрым и дарить надежду, считал Данелия. Прощайте и здравствуйте, Георгий Николаевич, мы будем продолжать разговаривать с вами через экран, через ваши фильмы, — попрощался Шахназаров.
Михаил Швыдкой назвал Данелию своим учителем.
— Он не был моим учителем в прямом смысле, но я у него учился. Это как дышать. Когда я попал в «Я шагаю по Москве», еще будучи студентом, то я попал в свое кино, это был мой мир. Он был для меня абсолютным авторитетом не только в кино, но и вообще в искусстве. Я сейчас шел и волновался, дрожь пробивала. Но когда я подошел к нему, то успокоился. Царство ему небесное, — поделился Швыдкой.
К его словам присоединился и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов.
— Эпоха ушла, но кино осталось во всех нас, которые были учениками Данелии. Не получится повторить то, что он сделал. Одна из моих самых любимых его картин — «Не горюй!» Мягкий юмор, гротеск. Это можно отнести ко всем его картинам. Недавно мы простились с Хуциевым, он и Данелия сняли лучшие фильмы о Москве. Я только что с приема населения, и меня жители попросили — поклонитесь ему и его семье. Кланяюсь.
Со сцены зачитали строки из письма, которое прислал Вахтанг Кикабидзе: «Гия, спасибо тебе за 50 лет нашей дружбы, спасибо за счастье, что ты выбрал меня героем твоих картин. Спасибо!»
Выходило много знакомых и друзей Гии, как называли его товарищи. Говорили теплые слова про Данелию как человека и как творца. Все отмечали его трудолюбие, способность дружить, любящее сердце и доброту, которая отразилась и в его фильмах.
Закрылась церемония прощания той же песней. На этом многие не выдержали и, возлагая цветы, заплакали.
Сегодня же состоится отпевание в храме Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря. Похоронят Данелию на Новодевичьем кладбище. Место для народного артиста СССР выделено рядом с могилами Олега Табакова и Станислава Говорухина.