Медики отреагировали на инициативу лишать свободы за врачебные ошибки
С инициативой ввести в Уголовный кодекс РФ новую статью о врачебных ошибках и наказаниях за них выступили Следственный комитет и Национальная медицинская палата. Предполагается, что докторов не будут ждать лишение свободы. «Вечерняя Москва» выяснила, к чему может привести подобная инициатива.
В пресс-службе Следственного комитета РФ сообщили, что новшество поможет создать механизмы защиты прав пациентов и медицинского персонала. Планируется обсудить и целесообразность отказа от уголовной ответственности за повреждения плода.
— Рабочая группа рассмотрела вопрос создания альтернативы лишения врачей свободы за неумышленное нанесение вреда здоровью пациента. Изменения внесут в пункт 1 статьи 124 УК РФ «Неоказание помощи больному», — отметили в пресс-службе ведомства.
Свое мнение по поводу возможных изменений УК «Вечерней Москве» высказал врач-терапевт частного медицинского центра Олег Косарев.
— В России множество случаев врачебных ошибок. Но значит ли это, что медикам надо делать такие поблажки? И с той ли стороны пытаются разрешить проблему? Может, для начала нужно обратить внимание на систему медицинского образования. Или уменьшить промежутки между проверками профессиональной квалификации. А пока получается, что врачи, которые уже навредили пациенту, через какое-то время могут вернуться к медицинской практике. Какой-то замкнутый круг. Доктор делает ошибку, платит за нее штраф, начинает работать и снова совершает неверные действия. Не думаю, что это правильное решение, — поделился Олег Косарев.
Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко уверен, что необходимо сбалансировать интересы врачей и пациентов.
— Я считаю, что наказание в виде лишения свободы к медицинскому работнику должно применяться только из-за самых серьезных преступлений. Например, когда вместо одного органа удаляют другой или проводят операцию в состоянии алкогольного опьянения. Все остальные случаи нужно переместить в гражданское или административное судопроизводство, чтобы дела закрывали достаточно быстро, а пациенту возмещали средства за причиненный материальный и моральный вред, — рассказал эксперт «Вечерней Москве».
Он обратил внимание и на другой нюанс.
— Пострадавшему пациенту требуется дальнейшее лечение, реабилитация психологическая и физическая. А для этого нужны деньги, причем в короткие сроки. Если в рамках уголовного дела по решению суда они будут взыскиваться с врача, пациент их никогда не увидит. Медицинские работники в основной массе — люди небогатые и быстро возместить сумму не смогут. Значит, ответственность стоит возложить на само учреждение здравоохранения, — отметил Алексей Старченко.
По его словам, если врач допустил ошибку, то это, возможно, произошло как по невнимательности, так и из-за отсутствия ресурсов у медицинской организации. Причиной может быть и то, что нет контроля со стороны руководства.
— Например, когда доктор проводит хирургическую операцию в перевязочной. У нас такие случаи были, и в суде врач сказал, что в этом помещении уже 20 лет делают подобные процедуры. То есть вышестоящее начальство, которое обязано было следить за происходящим, просто не обращало на это внимания. В итоге на скамье подсудимых сидит врач, а ответственные лица выступают свидетелями и осуждают коллегу, — подчеркнул эксперт.
По данным Следственного комитета, в 2018 году количество уголовных дел, связанных с ошибками, совершенными врачами, увеличилось на 24 процента. В общей сложности таких дел завели около 2 200. А в 2017-м — 1 700. При этом в прошлом году от пациентов поступило около 6 600 жалоб, что на 9,5 процента больше, чем в позапрошлом.
Так, например, можно вспомнить ситуацию, связанную с врачом-гематологом Еленой Мисюриной, которая должна была получить два года колонии за совершение врачебной ошибки. Ее в 2018 году году обвинили в смерти пациента. По версии следствия, 25 июля 2013 года Елена Мисюрина провела диагностическую процедуру — трепанобиопсию. После нее 55-летний пациент скончался из-за возникшего осложнения. Обвинение настаивало, что Мисюрина виновна в гибели пациента, и подчеркивало, что сложная медицинская операция была проведена в частной клинике, где врач-гематолог московской ГКБ № 52 работала по совместительству.
22 января Черемушкинский районный суд города Москвы признал 42-летнего доктора виновной в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших смерть, и приговорил к двум годам колонии общего режима.
Дело получило широкую общественную огласку, и судебная коллегия Мосгорсуда отменила приговор. В итоге врач-гематолог вернулась к медицинской практике.
Читайте также: Риски российских врачей при работе предложили застраховать