Давайте не будем забывать простое правило: главное — общение и диалог / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»

Дмитрий Емец поделился секретом воспитания детей через героев своих историй

Общество
Когда-то Дмитрий Емец, ведущий рубрики «Папа знает», работал лаборантом на филологическом факультете университета. Там он стал писать эти выдуманные истории. Теперь, когда нужно осмыслить какое-то событие, или, скажем, опыт воспитания, он делает это через одного из своих героев...

Педагогика и дрессура

Профессор Щукин, 45 лет, бородатый, бодрый

Профессора Щукина опять заставили читать лекцию по педагогике. Он начал:

— Я понял, чем русская педагогика отличается от американской, когда читал замечательную книгу «Не рычите на собаку». Книга, правда, хорошая и умная. Советую. Но: американская педагогика почти вся строится на тех же методах, что и системы дрессировки животных. Положительные подкрепления, отрицательные и т.д. Почти любая американская книжка по дрессировке выглядит так:

Ваш кот имеет неприятную привычку навещать горшок с растениями. Дальше идет последовательность:

1. Вы гладите его и говорите ему: «Джек, не делай этого!» Кот не слушает.

2. Вы оставляете в горшке много скотча клейкой частью кверху. Кот приклеивается и больше не лезет.

3. Если продолжает, вы незаметно оставляете в горшке 2–3 мышеловки, которые, конечно, срабатывают, и кот больше туда не лезет.

Потом еще перечисляется вариантов пять, как добрых, так и не очень. И последний вариант №10 всегда такой: «Если последовательности 1–9 не действуют, вы относите кота на усыпление. Вам достался плохой кот». Это американская педагогика.

И она почти вся такая. Советы хорошие, но меня пугает вот эта вот протестантская спокойная логичность.

Ощущаешь, что усыпить кота для них ничего не стоит. Выставить же цветок из дома ни один педагог не догадается, это нарушит его собственную свободу.

И книги по педагогике такие же. Допустим, мальчик Боб пьет в школе водку. Мы:

1) объясняем,

2) замечаем,

3) предупреждаем,

4) грозим,

5) вызываем...

Ничего не сработало. Мы отдаем Боба на усыпление в федеральную тюрьму № 5. Туда ему и дорога. Боб у родителей не удался, а мы потерпели фиаско. Бумаги для заполнения см. в пункте 4.5.1. Никакой рефлексии. Просто голая, довольно логично прописанная схема.

— А русская педагогика? — спросила Лена.

— Тут я, если честно, не особо много читал. Макаренко, Ушинский, Сухомлинский...

Наши педагоги идеалисты, высокие цели, высокие методы, куча красивых слов, но в вещах практических их быстро срывает, и они начинают размахивать тумбочкой. То есть: «Котик, понимаешь, высокая цель в жизни кота не состоит в том, чтобы портить мне цветы». Кот, конечно, не слышит. А потом сразу «А-а-а-а-а!» и тумбочкой...

— А хороший момент?

— Хороший момент, что вариант с усыплением никогда не рассматривается. Даже в голову не может прийти. У нас после пункта 9 человек обычно ласково обнимает кота и рыдает вместе с ним: «Какие же мы с тобой дураки-и-и! Пойдем рыбы дам!» Нет, у нас педагогика гораздо гуманнее, хотя варианты 2, 3, 4 и т.д. вообще отсутствуют...

Старушка

Студентка Картузикова, очень красивая высокая девушка

Вошла студентка Картузикова и тихо села на заднюю парту.

— Опоздали на 20 минут, — сказал Щукин. — Как? Мы же вместе из метро вышли!

— Я ждала маршрутку.

— Но от метро до первого гума примерно шестьсот метров!

Картузикова вспыхнула, обиделась и убежала. Щукин вздохнул:

— Попросить у нее прощения, если я ее обидел. Но... все очень тяжело. И потому тяжело, что люди очень глупые! Все же дико просто! Если не говорить о душе, то на химическом уровне человек — это аэробный обмен, анаэробный, гликоген, ЧСС, несколько гормонов, объем кислорода в крови, скорость восстановления и еще несколько вводных понятий. Мне лень объяснять. Кому интересно: велком в гугл. Если совсем просто, жизнь — это движение. Чем больше движения — тем больше скорость восстановления, качество жизни, желание жизни и т.д. Чем больше человек двигается — тем больше ему хочется жить. Со мной в подъезде живет бабулька. Ей больше 100 лет. Подозреваю, что она видела все русские революции начиная с 1905 года. Она каждый день поднимается пешком на 19-й этаж. Сам не знаю зачем. Туда-сюда ходит с черепашьей скоростью и все время улыбается не пойми чему! Но, наверное, только поэтому она до сих пор жива! Как-то очень глупо было бы умереть, поднимаясь пешком на 19-й этаж. Вот интересно, стала бы она ждать маршрутку вместе с Картузиковой? 

Синие шторы 

Доцент Мымрин, 35 лет, многодетный, усталый, задерганный преподаватель в очках. Один из лучших репетиторов факультета

Доцент Мымрин сидел и проверял сочинение своего любимого ученика мальчика Жени Морозова. Великий русский писатель Антон Чехов в частности писал: «В доме Сидоровых были синие шторы».

У А.П. Чехова не может быть ни одной лишней детали. Синий — это цвет неба. В данном случае, мирного неба. Этим Чехов подчеркивает, что Сидоровы — мирное семейство. Также синий — цвет мудрости. Чехову важно показать, что Сидоровы мудры аки змеи. Но почему шторы? Раз на это обратили читательское внимание, значит, шторы были задернуты. Значит, Сидоровы чего-то боятся. Им неуютно. И вот они среди дня задвигают шторы.

Чего могут бояться Сидоровы? Скорее всего, здесь мы уже переходим в область политической сатиры. Они боятся мракобесного правления русского царя Александра Третьего. Анализируем далее. Почему в доме? Шторы не могут быть в целом доме. Но тут именно «дом», и это не случайно. Если воспринимать дом как аллегорию России, но синие шторы могут быть аллегорией мирного неба над Россией и таким образом речь идет, скорее всего, о предвидении Чеховым железного занавеса. Но почему фамилия Сидоровы? Не Петровы, не Ивановы, а Сидоровы? Сидоровы — это сидор. А сидор — это одно из названий мешка.

Но почему Чехову важно было подчеркнуть сходство героя именно с мешком? Мешок фонетически похож на слово «мешкать». Возможно, Сидоровы мешкают вступать в русскую революцию. Отстали от магистрального течения исторической эпохи! Вот сколько глубокого смысла можно почерпнуть всего из одной фразы великого русского писателя.

— Срочно к нам на кафедру! Сомов состарится, мы его Женей Морозовым заменим! — прослезился Мымрин. — А знаешь, почему он про шторы написал? Потому что не читал Чехова, а у меня на столе книжка была открытая. И он только и подсмотрел, что «в доме Сидоровых были синие шторы». А я книжку захлопнул, и он больше подсмотреть не смог.

— Что ты ему поставишь? — спросила жена.

— Ну четыре натяну.

— А почему не пять? — спросила жена.

— Ну он не написал первым предложением: «Тема штор является одной из главных тем в творчестве А.П. Чехова». И последнее предложение было не: «Таким образом раскрывается тема штор в творчестве А.П. Чехова». Это мелочи, но если он на экзамене такую вещь себе позволит — ему оценку снизят. Нет, скажут, четкого выхода на тему, а остальное нам по барабану.

ОБ АВТОРЕ  

Дмитрий Емец  филолог и писатель, автор более 30 книг. Основные книжные серии: «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев», «Школа ныряльщиков». Проблемам родительства и многодетных семей посвящены книги «Бунт пупсиков», «День карапузов», «Таинственный Ктототам». Женат, отец семерых детей.

amp-next-page separator