Заслуженный таможенник СССР Лидия Гуськова рассказала о своей работе
Лидии Петровне — 83 года. Уже два десятилетия она работает в библиотеке отдела подготовки кадров Центрального таможенного управления (ЦТУ) ФТС России. Поступила Лидия Гуськова на службу в 1959 году. Свою первую форму она помнит до сих пор — костюм из черной фрачной ткани, шелковая кремовая блуза и черный галстук. В Московской таможне тогда работали около 60 человек, а в главном таможенном управлении — порядка 40.
Они обслуживали дипломатический отдел, почтовый и багажно-пассажирский.
— Те объемы таможенного оформления, конечно, не сравнить с нынешними, — вспоминает Лидия Петровна. — Крупные грузы шли только по заказам внешнеторговых объединений через Министерство внешней торговли. Все платежи проходили централизованно. Но и тогда были нюансы.
Как-то Гуськова не оформила пошлины на ввоз двух печатных машинок и была вызвана для объяснений на ковер к начальству.
— Машинки провозил журналист-международник. Шрифт на одной был русским, на другой же — латиница. Человек приехал работать, а не торговать. Начальство моим доводам поверило, — рассказывает Лидия Петровна.
Настоящей проверкой на профессионализм стала для нее работа в почтовом отделе. Надо было знать, с каких товаров какие пошлины берутся, что можно пересылать, а что нельзя. В день случалось выпускать до 120 посылок. В советские времена в посылках нередко прятали валюту: в шоколадках, в пачках сигарет. Это считалось тогда контрабандой.
В перестроечный период Лидия Петровна стала одним из ведущих специалистов отдела консультирования. Говорит, в 90-е годы прошлого века со стороны участников внешнеэкономической деятельности было немало попыток обойти таможенные правила. А если обман не удавался, дельцы пытались свалить все на неверное разъяснение таможенных норм. Только с Гуськовой такой обман не проходил.
В 1999 году заслуженную таможенницу проводили на пенсию и тут же попросили преподавать в учебном центре ЦТУ. Особое внимание она уделяла вопросу борьбы с контрабандой.
— Не хочу, чтобы наша страна лишалась произведений искусств. И еще очень больно, когда предметами купли-продажи становятся ордена и медали наших ветеранов, — говорит Лидия Петровна. — Не вижу для контрабандистов никаких смягчающих обстоятельств.