Виктор Зинчук готов выйти на поле даже со сломанным пальцем / Фото: mos.ru

Музыкант Виктор Зинчук: Детских конкурсов на телевидении много, талантливые дети есть, а звезд мало

Общество

В эту субботу, 8 июня, в Москве стартует благотворительный фестиваль «Арт-футбол-2019». В течение девяти дней спортивно-музыкальные сборные разных стран будут сражаться на футбольном поле, а в финале турнира выступят на гала-концерте в Парке Горького. Всю неделю в парке Горького будут проходить концерты российских и зарубежных артистов. Вход на все мероприятия фестиваля свободный.

Постоянный игрок сборной России «Старко», музыкант, композитор, Золотая гитара России Виктор Зинчук в интервью «Вечерке» рассказал, как пришел в футбол, а также поделился своим мнением о музыке, шоу-бизнесе и детских конкурсах.

Виктор, несколько месяцев назад вы попали в аварию: как идет восстановление?

Я уже на поле, тренируюсь. Рад снова увидеть зеленую траву, коллег, это драйв, который излечивает моментально. Еще когда я только попал в больницу после происшествия, первое, что я спросил – когда можно будет опять играть в футбол? Этот вопрос привел врачей в радостное изумление:  «Ну всё, - сказали они, - этот скоро забегает».

Как занятия футболом соотносятся с работой музыканта? Не страшно травмировать руки?

Знаете, в детстве я был этого лишен: все время занимала музыка. Я голоден до спорта. Начал в 40 лет, весил тогда под 100 килограммов. На первой тренировке прославленный тренер Евгений Ловчев попросил меня ударить по воротам, а я не попал даже по мячу. Но прошли годы, и теперь я настоящий футболист без вредных привычек. Хорошая физическая форма помогает не только играть в футбол, но и выдерживать концертный график.

Кто из ваших звездных коллег – самый лучший футболист?

Для меня все крутые. Конечно, те, кто раньше занимался, имеют фору, преимущество. Сергей Минаев, Денис Мацуев, Гарик Богомазов из «Отпетых мошенников», Павел Иванов. Актер Александр Якин – наш непримиримый защитник. Он боец, ранее занимался единоборствами и мяч «выгрызет» у любого. А в воротах в позапрошлом году у нас играл Александр Овечкин!

Вы занимаетесь музыкой с самого детства. Учились в школе для одаренных детей или в обычной? 

Родился я в центре, на Арбате, учился в обыкновенной школе №703. Мой папа был военный, полковник, до Берлина дошел. И весь класс у меня был такой, племянник маршала Жукова со мной учился, другие дети военных. Но мы даже не думали об этом. Советское детство, все были равны, не думали, кто чей сынок и кто какой национальности... Все было общее, всем делились. С одноклассниками общаюсь до сих пор.

Есть ли смысл одаренным детям расти в изолированной, «одаренной» среде? Не лучше ли таланту проявляться в нейтральных условиях?

Среда все-таки нужна, поскольку одаренный человек раним. Многие из таких людей без должного образования остаются самоучками и признаются, что если бы они в свое время уделяли достаточно времени развитию таланта, то их судьба сложилась бы иначе. 

Я много езжу по миру, в том числе и с мастер-классами. Сейчас проблемы другие, нежели были у нас в советские годы. Нам было невозможно найти хороший инструмент, ничего нельзя было купить, все нужно было «доставать» с неимоверным трудом. Соло «снимались» на слух. Сейчас всё доступно. Можно купить отличный инструмент, в интернете множество курсов, разборов. Есть программы с нотами. Но все это немного поверхностно. А чтобы была глубина – необходимо образование, но это дорого и не все могут себе это позволить.

Я сам учился в музыкально-педагогическом училище, которое дает отличное образование: сейчас о таком многие не могут и мечтать. Было тяжело, времени в сутках не хватало. Даже в метро решал задачки по сольфеджио. Высшее музыкальное образование учит артиста предъявлять высокие требования, в первую очередь, к себе. А быстрые знания, схваченные «по верхам», скопированные приемы не дают глубины, музыкальности. Этот дилетантизм и фальшь чувствуется у ряда исполнителей. 

Выходит, без спецшколы талант не развить?

Специализированные учебные заведения решают вопрос со средой, но у одаренного ребенка должны быть единомышленники, семья должна поддерживать, и с наставником должно повезти. Все окружение талантливого человека должно работать на то, чтобы оберегать и стимулировать заниматься творчеством.

Рэп собирает стадионы, и классика тоже собирает стадионы. Но это разная публика / Фото: из личного архива Виктора Зинчука

Вы и сами выступали наставником на детском конкурсе талантов. Насколько, по-вашему, детям нужны эти конкурсы? Или только их учителям?

Наставники юных талантов, действительно, порой занимаются на экране самолюбованием. Но зрителя не обманешь, он прекрасно видит, как часто появляется в кадре ученик, а как часто его учитель, тренер. Грустно, когда "наставники" сосредотачиваются не на том, чтобы воспитать профессионалов, а на каких-то своих целях. 

Я работал на детском конкурсе полгода, но ни разу не вышел на сцену. Мои подопечные - замечательные, очень способные ребята. Где еще, как не на телевизионном конкурсе эти дети могли сыграть с симфоническим оркестром? Когда они выступали, я растрогался до слез. Хорошо, что с собой были солнечные очки.

Опыт, который получают дети на конкурсах, бесценен. Это возможность показать себя, увидеть кого-то лучше, чем ты. Если выдерживаешь, если это не вытягивает последние силы - почему нет?

Совсем недавно страна обсуждала скандал на проекте "Голос. Дети". Все сочувствовали детям-участникам. Несмотря на это, ряд каналов анонсировали новые сезоны детских творческих конкурсов. Вам не кажется, что это искусственно создаваемые ситуации?

Телевидение сейчас - не искусство, а проекты. Есть продюсер, который должен создать прибыльную историю, а потом что будет с участниками - все равно. Каналы следят друг за другом и копируют форматы. После успешного шоу на одном канале на остальных появляются клоны. Детей одаренных много, а идей для конкурсов мало, вот и начинаются бесконечные «сезоны». Про героев после шоу забывают, сразу начинают искать новых - еще ярче или, наоборот, скандальнее. Много было "фабрик звезд". А кто по-настоящему остался в профессии и выступает до сих пор? Большинство ушли на телевидение. Где же те, кого сцена полюбила?

С другой стороны, шоу бизнес – это все-таки бизнес, индустрия зрелищ. Здесь тоже выживает сильнейший, и это надо понимать. Не побеждает, а выживает. Тот, кто настойчивее. Кто положил на весы все, что у него было, время, здоровье, деньги, всю жизнь, тот и останется в профессии.

Не любите шоу-бизнес?

Шоу-бизнес - это бизнес. А я не люблю непрофессионализма. Бывает, что приходишь на передачу, тебя встречают девушки-редакторы, и спрашивают - а как ваша фамилия? Взрослых людей спрашивают, заслуженных артистов. Был свидетелем. Люди не на своем месте. Спокойно так заявляют - а я телевизор не смотрю! И хочется спросить, а почему же ты здесь тогда работаешь? Помню, как негодовал Стас Намин, когда в нашем присутствии молодой человек с телевидения попросил народного артиста представиться. И народный артист представился: Иосиф Кобзон.

Вы считаете себя сдержанным человеком? Не тянет хоть иногда на хулиганство? 

Хулиганство хулиганству рознь. Я не Сергей Шнуров, чтобы делать имя на провокациях. Скандалы, интриги, расследования - это тоже не ко мне. Это для бездельников и тех, кому нечего сказать, кто изо всех сил пытается привлечь к себе внимание, любой ценой. О себе могу сказать, что, если я начну каждый год менять молодых жен или буянить в самолетах, значит, у меня мало работы и много свободного времени.

А вот смелость ломать рамки привычного, удивлять слушателя, экспериментировать с материалом - без этого никуда. Сейчас переделываю увертюру к опере «Кармен» Жоржа Бизе, экспериментирую со стилем кантри, ищу новые краски. Для слушателя это всегда сюрприз: оказывается, и так можно.

Рэп собирает стадионы, и классика тоже собирает стадионы. Но это разная публика / Фото: из личного архива Виктора Зинчука

У вас взрослый сын. Сфера его деятельности не творческая, "нормальная", как вы сами сказали в одном из интервью. Вы бы не хотели основать музыкальную династию?

Мой отец прошел всю войну, но о ней никогда ничего не рассказывал. И он не хотел, чтобы я был военным. У меня весь двор и весь класс поступили в Суворовское училище, а я стал музыкантом. С сыном была такая же ситуация. У него есть гитара, он играет, у него потрясающее чувство ритма, но связываться с музыкой я ему рассоветовал. В итоге он выбрал юридическое образование.

Каков сегодня, в XXI веке, композиторский хлеб? В чем будни, рутина, ежедневные задачи?

Рутина в том, что, сейчас музыку нужно не только придумать, написать, аранжировать, но еще и узаконить. Появилось очень много подводных камней, связанных с юрилическими аспектами. В 90-х все бурно развивалось, музыкальные стили появлялись каждый день, перепевались западные исполнители, без мыслей о каких-то авторских правах. И сейчас я вижу, как европейские гитаристы в ютубе переигрывают авторские аранжировки, написанные мной много лет назад, нигде не указывая моего имени. А мне, чтобы исполнить прекрасный вальс Шостаковича в своей аранжировке, сделать слушателю такой подарок, пришлось ждать полгода: три правообладающие фирмы со стороны наследников автора долго решали разрешить ли мне выложить видео на Ютубе. Так что тут и защита от воровства, но и определенные трудности.

Аранжировки классики - профессиональный вызов для виртуоза? Или профессиональная хитрость, мы же понимаем, что узнаваемая мелодия - это половина успеха?

Для меня это было, есть и будет что-то вроде миссии - обратить внимание людей на классическую музыку. Ведь она сейчас «неформат». Но это ни в коем случае не означает, что таким творчеством не надо заниматься. Просто каждому свое. Сегодня рэп собирает стадионы – и классика тоже собирает стадионы. Но это разные стадионы.

Я чувствую на себе ответственность - мне небезразлично культурное воспитание, оно отражает уровень развития общества. Я не сноб, сам могу порой выругаться, например, за рулем, или на тренировке от эмоций. Но бывают ситуации, когда это недопустимо. Стараюсь не проходить мимо хамства и бескультурья, делаю замечания, хоть и понимаю, что когда-нибудь нарвусь за это на неприятности.

amp-next-page separator