Трамвайные стрелки мы переводили вручную

Общество
В 100-летие легендарной «Аннушки» – трамвая с литерой «А» – в столице прошел парад трамвайной ретротехники. Колонна из восьми вагонов сделала по городу большой круг.

Моя мама пахнет чем-то сладким — наверное, потому, что умеет печь очень вкусные пирожки. А еще я люблю ее творожный торт. И ее. Потому что она удивительная!

Мне всегда казалось, что я знаю про нее все — узнаю ее по звуку шагов, люблю, когда она смеется — от этого тепло. Мы все любим и чтим своих родителей и, как нам кажется, знаем о них все. Но это только кажется. Потому что мы редко задумываемся о том, что в памяти наших родителей хранится множество воспоминаний, которыми они с радостью хотели бы поделиться. Что останавливает? Часто — боязнь, что их воспоминания неинтересны молодежи. А зря.

Сейчас мама редко ездит на трамвае, а всего несколько лет назад трамвай был частью ее жизни. Она водила его 25 лет. И я решила проехать вместе с ней — моей мамой, Анной Сергеевной Агеевой, — по маршруту, длина которого составляет четверть века.

Кстати, недавно знаменитому трамваю «Аннушка» исполнилось 100 лет. И мама у меня — Аня. Интересно, не было ли в мамином выборе профессии подтекста?

 

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Работать водителем я начала в 1977 году в депо «Русаково». После прохождения обучения мне, совсем еще юной, 19-летней девочке, доверили самостоятельное вождение трамвая № 32, а вместе с ним и ответственность за пассажиров. Первые 2–3 года было очень сложно. Работали мы на трамваях «МТВ», которые практически не отапливались и имели только ручное управление (контроллер).

Другими словами, о комфорте речи не было. Смены были длинные, по 9–10 часов в сутки, на работу приходили как в час дня, так и в 4 часа утра. Самое смешное, что приходить на работу нужно было как можно раньше, но не для того, чтобы подготовиться или выпить чашечку чая перед поездкой, а чтобы сохранить свой ломик. Ломик — это инструмент для перевода стрелок вручную. Мы именно так переводили стрелки в мороз. Этих ломиков вечно не хватало, и шустрые водители не стеснялись «заимствовать» их у своих коллег.

Хотя, несмотря ни на что, коллектив наш всегда был очень дружным и веселым.

 

РАБОТА ДО… ПОТЕРИ КОЛЕСА

Пошел 87-й год. Уже несколько лет мы работали на новых чехословацких ТАТРах. Это было другое дело — комфортабельные составы, как с ручным, так и с педальным управлением; трамваи модели КТМ, которые мы можем наблюдать и сегодня, появились позже.

Я была водителем не только трамвая № 32, но и трамваев № 34, 37, 36, 46 и 13. В то время ситуация в городе и на дорогах столицы была совсем не такой, как сегодня.

Мало кто мог позволить себе приобретение личного авто, дороги были полупустые.

Люди выбирали наземный транспорт, в трамвае образовывалась давка, во время часа пик народ в прямом смысле этого слова выламывал двери. Как-то раз на «Соколиной горе» ко мне подошел мужчина и сообщил, что на станции «Окружной мост» он слышал грохот, будто бы что-то отвалилось от состава. Оказалось — мы потеряли заднее колесо! Я в страхе и изумлении спрашиваю у него: «Почему же вы не сообщили об этом раньше? Ведь могла произойти крупная авария!» А он мне спокойно в ответ: «Просто я боялся опоздать на работу». Да, и такое случалось…

А были и моменты очень приятные. Я стала настоящей звездой газеты «Отличный рейс». «В ее вагоне всегда чистота и порядок, аккуратна и сама Агеева…» — так про меня написали. Плюс к этому я стала призером конкурса «За безопасность движения». Руководство ценило и уважало меня за трудолюбие.

Выход на пенсию был приятным событием, но уходила я со слезами на глазах. Да это и не странно: мы были как одна большая семья, я любила свою работу, свое родное депо. Здоровье трамвай мне, конечно, изрядно подпортил, одна работа в холода чего стоит, мы же, как говорят, железо своим телом грели, но я не жалею ни об одном дне…

 

КСТАТИ

Первый трамвай в Российской империи пустили 2 мая 1892 года в Киеве, строил его инженер А. Е. Струве.

 

По «своему» маршруту, новый взгляд из окна

Сейчас, проезжая по маршруту «моего» трамвая № 32, я наблюдаю, как меняется Москва, а что остается неизменным.

Вот сравнительно новый ТЦ «Семеновский».

На этой остановке трамвай, как правило, остается полупустым, все спешат за товарами.

Не было раньше и памятника русскому гвардейцу на Семеновской площади. Тут место встреч влюбленных пар и друзей.

А вот кинотеатр «Родина» был построен после войны пленными немцами. Однако от советского прошлого в нем осталось только ностальгическое название.

Недалеко — храм Воскресения Христова. Лично мне очень приятно видеть, как пассажиры, проезжая мимо, крестятся и преклоняют голову. Это значит, что, несмотря на бешеный ритм мегаполиса, вечную спешку и проблемы, в людях остается то светлое, что помогает им в жизни.

…Конечно, многое поменялось за это время. Четверть века — не шутка. Но знаете, что-то остается неизменным. Что в 1977 году, что в 2011-м — я вижу тех же людей, вижу те же глаза. Вижу людей улыбающихся и грустных, задумчивых и рассеянных. И как бы ни бежало время, как бы ни менялась жизнь, самое главное — жить, любить, растить детей. Не менять свой собственный, человеческий, выбранный когда-то маршрут.

А изменения маршрута трамвая, новые сооружения, прощание со старыми — это лишь моменты, сопровождающие нас, пассажиров трамвая по имени жизнь.

amp-next-page separator