Фото: «Вечерняя Москва»

Обычные дети и особые учатся друг у друга

Общество
В самом центре Москвы, в одном из арбатских переулков, есть невысокое стеклянное здание. На его дверях всегда висят разноцветные воздушные шарики и яркие плакаты. И вывеска — центр детского творчества «Динаода». Вроде все вполне обычно. Но только занимаются в этом центре совсем не простые дети.

Прямо с порога я попадаю на урок рисования — детишки забираются в баночки с гуашью прямо пальцами, хохочут и пачкаются. А еще здесь везде развешаны их рисунки. Присматриваюсь: вот картинка, подписано — воспитанники интерната такого-то нарисовали самих себя. С первого взгляда — обычный детский рисунок, яркий, дети улыбаются. А стоит приглядеться — у мальчика нарисована только одна ножка, а вот девочка — в темных очках.

Все становится понятно без лишних слов.

В «Динаоде» занимаются в основном дети-инвалиды и воспитанники интернатов. Но занятия проходят в смешанных группах — здесь есть и вполне обычные дети (это, кстати, основная «фишка» центра, в других подобных заведениях такое редко встретишь).

— Они в первую очередь дети, — считают здешние преподаватели. — А не больные. Им нужно играть, радоваться жизни, учиться чему-то новому.

На занятии педагог сбивается с ног, чтобы поспеть к каждому ребенку и каждому показать, объяснить, поправить что-то в рисунке.

Но, как ни странно, следов усталости или раздражения на ее лице нет.

— Все наши педагоги — профессионалы, — рассказывает мне руководитель творческого отдела Ирина Михайловна Багаева. — Но главные черты людей, готовых на такую работу, — это понимание и просто огромная человеческая доброта. Многие из них работают безвозмездно.

Пока сижу на занятиях, успеваю познакомиться с детьми. Первым ко мне на коляске подъехал Вова, мы с ним разговорились на тему творчества — когда мальчик узнал, что я журналистка, сразу же завел разговор о литературе. Оказалось, что он сам пишет стихи. Да какие! В этом году блестяще выступил на детском фестивале искусств.

Занял первое место, получил в подарок навороченный ноутбук и специальную стипендию.

Еще познакомилась с десятилетней Машей. Разговор с ней проходит на действительно повышенных тонах — у девочки серьезнейшие проблемы со слухом, так что даже при наличии слухового аппарата она с трудом разбирает, что ей говорят. Спрашиваю у Машеньки, кем она хочет стать, когда вырастет. И вот что она мне, страшно картавя, заявила: «А я хочу стать ак-к-трыс-сой!» — и была такова, убежала репетировать новый спектакль в театральном кружке.

Уходила я от них действительно вдохновленная. Ведь если даже ребенок без рук научился рисовать, значит, все возможно.

 

ЦИФРЫ

60% москвичей за то, чтобы в обычных классах учились дети с ограниченными возможностями. Общество уже готово, но вот школы — пока еще нет. Большинство из них просто не способны принять детей-инвалидов. Нет нужного оборудования, так что даже те инвалиды, кто готов учиться вместе со здоровыми детьми, не могут этого сделать.

amp-next-page separator