/ Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

«Вечерка» дежурила с полицией в пасхальную ночь

Общество

22.00. Платформа станции метро «Кропоткинская» заполнена людьми так, что пасхальному яйцу негде упасть. Видимо, всем желающим на патриаршее богослужение попасть не удастся – традиционно в храм пустят не более 5 тысяч верующих. До начала церемонии еще полтора часа, однако выход из метро непосредственно к храму уже перекрыт железными ограждениями.

- Ну значит не судьба, хотя бы колокольный звон послушаем, - не унывают москвичи.

22.15. Автомобильное движение по Волхонке перекрыто от пересечения с Гоголевским бульваром до поворота на Всехсвятский проезд. Зевак пока немного. Рамки металлоискателей установлены у центрального входа в храм на Волхонке и со стороны Преображенской церкви. Безопасность обеспечивают сотрудники полиции и бойцы внутренних войск. ОМОН сегодня в резерве – бойцы Центра специального назначения столичного Главного управления МВД проходят последний инструктаж у своих «пазиков», припаркованных в Большом Знаменском переулке и на Соймоновском проезде.  

Пока есть время, бойцы неторопливо перекуривают и передают по кругу термос с кофе. Работать по ночам им не впервой – такие дежурства происходят на всех крупных праздниках, а так же после футбольных матчей.

- Наша задача – помочь своим коллегам в оцеплении, если что-то пойдет не так, - объясняет командир 2 оперативного батальона ОМОНа подполковник Айдар Бикбов. – Всего наших здесь 90 человек плюс два кинолога с собаками. Кинологи уже дважды обследовали территорию вокруг храма – в 18.00 и 20.00. На всякий случай есть и специалисты по инженерно-саперному делу со всем необходимым снаряжением. Дежурить нам здесь еще долго, ограждения уберем часов в 5 утра.

22.45. По словам стражей порядка, всего за порядком в пасхальную ночь в столице следят 2,7 тысячи полицейских. Но к Храму Христа Спасителя внимание приковано особое – с минуты на минуту сюда должны приехать президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Естественно, безопасность организована на высшем уровне, причем не всегда это бросается в глаза.

Обстановка вокруг, впрочем, спокойная. На противоположной храму стороне Волхонки собираются десятки людей, кто с длинными церковными свечами, кто с лампадками.

- Внутрь мы, к сожалению, вряд ли попадем, у нас приглашения нет, - рассказывают супруги Ольга и Михаил. – Но хотя бы со стороны посмотрим – вид-то захватывающий! А куличи освятим завтра.

Впрочем, христианское смирение готовы демонстрировать не все. Некоторые зеваки начинают возмущаться, почему их не пускают за ограждение поближе к храму.

- Храм – это место для всех, - кипятится москвич Олег Гуревич. – Почему мы не имеем право если не зайти внутрь, то хотя бы на крестный ход посмотреть вблизи?

Но, по словам омоновцев, запустить на территорию храма всех желающих значит обеспечить грандиозную давку.

- Уже давно было сказано и в Интернете, и на телевидении, что вход – только по пригласительным, - отвечают полицейские на очередной упрек. – Вы же, к примеру, в театр без билетов не пытаетесь пролезть.

23.00. А вот и первый «клиент». Из входа в храм со стороны Соймоновского проезда двое полицейских выводят под руки молодого парня. Тот всячески сопротивляется и повторяет, что ни в чем не виноват. От парня, однако, ощутимо разит алкоголем. «Приглашения нет, документов нет, еще и через ограждение вне очереди пролезть пытался», - бросают на ходу полицейские.

- Пьяные, к сожалению, и на таких мероприятиях не редкость, - комментирует омоновец Алексей Глазков. – Но православные праздники, как правило, проходят спокойно и без серьезных происшествий.

23.20. Колокольный звон. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается к православным верующим с традиционным пасхальным посланием. Полицейские начинают вытеснять зевак за дальние ограждения – по Волхонке вскоре должен проехать кортеж первых лиц государства. Впрочем, откуда именно он появится – никто не знает. Маршрут движения – тайна. Стражей порядка на улице становится заметно больше. Однако первым к Храму Христа Спасителя подъезжает автомобиль Владимира Жириновского. Владимир Вольфович несколько секунд любуется красиво подсвеченным фасадом здания, после чего скрывается в дверях.

23.45 – 00.00. Вокруг храма начинается Крестный ход. Мимо строем проходят около 20 омоновцев. Их задача – обеспечить безопасность  церемонии и предотвратить давку. У металлоискателей скапливается человек тридцать граждан с пригласительными билетами, но опоздавших к началу Крестного хода. Полиция перекрывает вход, но успокаивает верующих: «Подождите немного, пройдете чуть позже».

- Видимо, придется смотреть отсюда, - грустно констатирует одна из опоздавших Елизавета. – Надо было не на машине ехать, а на метро, не стояла бы в пробках.

Как только процессия во главе с Патриархом Кириллом вновь скрывается в дверях храма, всех опоздавших пускают внутрь.

00.15. «Храм Христа Спасителя закрыт на вход до утра», - разносится над Волхонкой по громкоговорителю. Дальше служба будет идти в «закрытом режиме». Некоторые верующие покидают храм. У большинства в руках -  горящие лампадки, подожженные от Благодатного огня из Иерусалима. Одну из них приносит своим бойцам и комбат Айдар Бикбов, дежуривший внутри храма.

- Вы только автобус не спалите, - напутствует подчиненных подполковник полиции. – Вообще у нас в Отряде православных верующих немало. И нести службу у Храма Христа Спасителя для ребят – большая честь. Пасха – это и их праздник тоже. Но нечасто праздничные дни удается провести с семьей. 

00.30. Волхонка вновь открыта для пешеходов. Но полицейским здесь предстоит дежурить еще несколько часов.

- Ничего, завтра отоспимся, -  улыбаются омоновцы. -  Если, конечно, никакой бучи в городе не будет. 

 

amp-next-page separator