Территория семейного бизнеса и белых аистов
21 мая стартовал наш марафон «Горячее лето 2012». Приглашаем вас стать его участниками! Вместе с корреспондентами «Вечерки» вы побываете как в самых популярных, так и экзотических местах отдыха, совершите увлекательные путешествия по городам родной страны. Если вы захотите поделиться своими впечатлениями о проведенном отпуске, обязательно пишите нам и присылайте фотографии по адресу galina.nerobova@vm.ru. Cамые активные участники марафона получат призы, среди которых будут, конечно, и путевки.
Австрия обычно ассоциируется с музыкальной Веной, шницелем и штруделем, а еще - с зимними горнолыжными курортами. Сами австрийцы в принципе не против подобного «стандартного туристического набора»: по этим маршрутам в страну ежегодно приезжает свыше 5 миллионов гостей. Но реальная, бюргерская Австрия расположена совсем не там, где бродят толпы японских, американских и российских туристов. До нее от венского аэропорта Швехат и ехать-то всего-ничего – полтора часа на машине строго на юг, по направлению к венгерской границе. Но именно там и можно по-настоящему понять, почему жизнь в Австрии по-настоящему уютна и комфортна.
Хотя Австрия – одна из самых экономически успешных стран Европы, уровень жизни на ее юге даже по высоким местным меркам по-настоящему зажиточен. Вылизанные миниатюрные городки и поселки, по-хозяйски ухоженные бескрайние виноградники, оперный зал посреди лесных зарослей – и все это на 280 тысяч жителей самой маленькой в стране провинциальной территории - Бургенландии.
Но сначала все-таки о музыке. Хотя многие считают Вену музыкальной столицей Европы, самой музыкальной землей Австрии является, вне всякого сомнения, Бургенландия. Здесь родился Франц Лист: в городке Райдинг, где всего-то 800 жителей, сохранился его дом, а по соседству построен современный концертный зал на 600 зрителей. А в столице Бургенландии, уютном городке Айзенштадт (15 тысяч жителей) жил и творил Иозеф Гайдн. Великолепный оперный зал под открытым небом построен в маленькой деревушке Хоейхаус ам Клаузенбах, куда съезжаются на постановки опер Моцарта, Верди и Пучини главным образом старички и старушки со всей окрестной Европы: на своих незатейливых «народных» БМВ и «Мерседесах» к оперному залу, расположенному посреди глухого леса, подкатывают обычные крестьяне-виноделы, владельцы маленьких булочных и кондитерских, включая гостей из Швейцарии, Франции и Люксембурга. Они с иголочки одеты, прекрасно разбираются в ариях и партиях (музыкальных – не политических), а в антракте попивают местное белое вино только что собранного урожая и судачат о том, какая европейская знаменитость споет у них в этом зале на следующей премьере.
Жителей Бургенландии, помимо любви к музыке, отличают еще и настойчивость, и уникальное даже для Австрии трудолюбие. Мелкий бизнес тут, как правило, семейный, трудятся на него все - от мала до велика. И неведомы им ни дефолты, ни финансовые кризисы.
Взять, к примеру, фрау Алоизу – человека известного по всей стране. Она создала процветающий кулинарный семейный бизнес, в котором работает по 18 часов в сутки сама вместе с помощницами – 7 наемными работницами (в том числе из бывшей ГДР и из Венгрии). Зачем ей вся эта бизнес-суета на старости лет? А просто нравится! Каждый день она печет свадебные торты, печенья, расписные пирожные, пирожки, муссы, эклеры. А еще варит для постояльцев около 40 видов кофе - амаретто, карамельный, с ванилью.
Сутки напролет трудятся и местные виноделы: семьями, по три-четыре поколения - изготавливают марочные вина, известные по всей Европе и за ее пределами. Так же и с ресторанчиками по всей Бургенландии - все они семейные, трудятся в них родители, дети, внуки. Блюда – не столичные, а свои, уникальные. Да и цены – раза в два раза ниже, чем в Вене и, конечно, в Москве.
Классическим примером «бизнеса по-бургерландски» является лечебный курорт Ларимар. Его владелец и управляющий Йохан Хаберль привлек в это дело €17 миллионов инвестиций из Австрии и Германии, и теперь создал один из лучших центров по лечению термальными водами и… лесными прогулками. Привозит сюда Йохан специалистов традиционной китайской медицины, монахов из Шаолиня.
Да, здесь нет всемирно известных горнолыжных курортов, как в Тироле или Штирии. Отдых в Бургенландии - совсем другой: катание вдоль берега озера Ноейзедль на велосипедах, наблюдение за невероятным для Европы количеством птиц – цапель, аистов, журавлей, гусей, сов, орлов. А еще здесь 300 дней в году светит солнце и удивительно комфортный климат. Обязательно побывайте на местном «море» - озере Нойезидль. Это – самое теплое место во всей Центральной Европе, а в стоящем на его берегу городке Руст обитает больше белых аистов, чем местных жителей. Бюргеры Руста специально устанавливают для гнезд аистов деревянные подпорки и жердочки.