Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Бородинская панорама отмечает столетний юбилей

Общество

Впервые она открылась в Москве на Чистопрудном бульваре в 1912 году. Через пятьдесят лет панорама переехала на Кутузовский проспект, на котором находится и по сей день.

- Вообще, мы не привязываем празднование юбилея к конкретной дате, - сказала «Вечерке» заведующая отделом научно-просветительской работы Музея-панорамы «Бородинская битва» Лариса Разливаева. – 14 сентября состоится пресс-показ открытия избы Кутузова, которая находится рядом со зданием. В этой избе, как известно, и состоялся знаменитый совет в Филях, во время которого было решено оставить Москву. Это изба много лет была закрыта. Однако на сегодняшний день изба Кутузова полностью отреставрирована и готова к показу.

По словам сотрудников музея, основные мероприятия, связанные с юбилеем Бородинской панорамы пройдут с 18 по 20 октября.

- 18 октября началось контрнаступление русской армии против французских войск, - рассказывает Разливаева. – Считается, что именно этого числа произошел перелом в войне с Наполеоном. Когда пятьдесят лет назад, в 1962 году, Бородинская панорама переехала сюда, на Кутузовский проспект, ее открытие было приурочено именно к 18 октября. Так что в этом году у музея два юбилея – 100 лет со дня открытия его на Чистопрудном бульваре, и 50 лет со дня открытия на Кутузовском проспекте.

Сегодня Бородинской панорама не может не впечатлять своей грандиозностью. Еще при подходе к зданию музея невольно задерживаешь взгляд на старинных пушках. В вестибюле посетителей встречают статуи гусаров и драгунов. На первом этаже за стеклом во всем великолепии красуются воины в полной экипировке, как русские, так и французские. По стенам развешены картины, в изрядном количестве представлено оружие. Когда ступаешь на лестницу, ведущую на второй этаж, волосы на голове шевелятся. Откуда-то доносятся шаги отступающих солдат, их разговоры и стоны раненых. Все это чудеса аудиотехники, однако невозможно отделаться от ощущения, что находишься в центре отступающего полка.

На смотровой площадке Бородинской панорамы глаза слепит от солнечного дня. Даже улавливаются сентябрьские запахи прелых трав. А тут на тебя скачет французский эскадрон с саблями наголо. А за ними горит деревня. От этого не по себе. Внизу через мост, ощетинившись штыками, навстречу им устремляется небольшая горстка солдат. Представляешь себя Пьером Безуховым и понимаешь, что это горстка тебя не защитит – солдаты бегут на свою погибель, а тебе и бежать не куда. Сзади огромное поле, на котором тебя видно, как ладони. Остается одно из двух, подобрать винтовку и рвануть в атаку вслед за солдатами, либо позорно драпануть на первый этаж в сторону буфета.

Идея создания специальной панорамы, посвященной главному сражению Отечественной войны 1812 года, родилась в период подготовки к празднованию столетней годовщины изгнания наполеоновской армии из России. Ее создание поручили известному баталисту Францу Алексеевичу Рубо. Живописное полотно гигантское. Оно имеет 15 метров в высоту и 115 в длину. Композиция создана так искусно, что не понимаешь, где кончаются скульптурные фрагменты и начинается живопись.

- На Бородинской панораме выложено 4 тысячи фигур, - рассказал «Вечерке» директор музея Владимир Преснов. – То есть столько, сколько может увидеть глаз из деревни Семеновки. В реальности в битве участвовали по 250 тысяч человек с каждой стороны.

Здесь же, на смотровой площадке стоят несколько мультимедийных комплексов, напоминающих терминалы. На экранах детали сражения, которые можно приблизить на расстояние вытянутой руки. Более того, это комплекс можно направить на отдельного персонажа, и на экране появится вся информация о нем.

- Имеется в виду только реальные исторические персонажи, - уточнил Преснов.

Со смотровой площадки уходишь весьма неохотно, с ощущением того, что поучаствовала в историческом действии, но чего-то не завершил.

amp-next-page separator