Памятник Георгию Победоносцу, Поклонная гора.Зураб Церетели, 1995 год. / Фото: «Вечерняя Москва»

Бронзовые кони далеки от жизни

Общество

Вчера исполнилось 65 лет с того дня, как начали строить памятник Юрию Долгорукому. 6 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие столицы, заложили монумент «основателю города» на Советской площади (ныне Тверская) напротив Моссовета (сейчас — мэрия). Уже в день открытия, 6 июня 1954 года, памятник стал героем анекдота. Говорят, когда сдернули покрывало, ктото в толпе воскликнул: «До чего похож!» (по другой версии, наоборот: «Не похож!»). Прижизненные изображения Юрия Долгорукого до нас не дошли, однако бронзовый богатырь выглядит очень реалистично. До мельчайших деталей проработаны доспехи, сбруя, резьба на постаменте. Это был первый в советской Москве памятник человеку, не связанному с коммунистической идеологией.

Другой анекдот, скабрезный, связан с конем Долгорукого. Говорят, сначала князь восседал на кобыле.

Сталин, рассмотрев модель, заметил: основатель города должен сидеть на жеребце, это будет подчеркивать его мужественность. Коню срочно приделали признаки пола. А через несколько лет Хрущев, проезжая по Москве, заметил, что эти признаки уж больно выдаются, пришлось их уменьшить.

А что если и легендарного коня рассмотреть с точки зрения исторической достоверности? А заодно и других скакунов, на которых восседают знаменитые личности? Долгорукий жил в XII веке — водились тогда такие мощные жеребцы (ну хорошо, кобылы)? Мы прогулялись по Москве с Еленой Рябовой, кандидатом сельскохозяйственных наук, старшим преподавателем кафедры овцеводства и коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии, и посмотрели на самые известные памятники.

ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ  

 Поклонная гора. Зураб Церетели, 1995 Лошадь стилизована под тех, что рисовали на иконах, — длинная изогнутая шея, вытянутое тело, тонкие ноги. А для иконописцев прототипом были лошади восточного происхождения, которых разводили на Руси в Средние века.

ЮРИЮ ДОЛГОРУКОМУ  

 Тверская площадь. Сергей Орлов и другие, 1954 год

Говорят, моделью послужил Софист — жеребец буденновской породы, на которой ездил и сам Буденный. Конечно, у Долгорукого не могло быть такого коня — породу вывели в советское время. В Древней Руси ездили на маленьких мохнатых лошадках.

ПЕТРУ БАГРАТИОНУ  

 Кутузовский проспект. Мераб Мерабишвили, 1999

Лошадь из западноевропейских пород, в принципе, похожая на верховых коней того времени. Может, прототипом послужил конь, на котором действительно ездил Петр Иванович.

МИХАИЛУ КУТУЗОВУ  

Перед Музеем Бородинской битвы. Николай Томский, 1973

Лошадь, скорее всего, арабская — видите, голова маленькая, с вогнутым, «щучьим» профилем. Михаил Илларионович и правда принимал парады на таких скакунах.

ГЕОРГИЮ ЖУКОВУ

Манежная площадь. Вячеслав Клыков, 1995

Маршал изображен не на знаменитом Кумире, на котором принимал Парад Победы, а на жеребце, напоминающем ахалтекинского.

У этих лошадей узкая грудь, вогнутая спина (обратите внимание, сапоги Жукова находятся довольно низко относительно корпуса коня), тонкие длинные ноги. Но этот экземпляр выглядит совсем недоразвитым.

ДОЛОЙ КНЯЗЯ — ЭКСПЛУАТАТОРА!

В 1912 году на том месте, где сейчас стоит Долгорукий, был построен гранитный конный памятник генералу Михаилу Скобелеву, герою Русско-турецкой войны. Военачальник поднимал коня на дыбы, и лошадь опиралась только на задние ноги. В России есть только один подобный монумент: конный памятник Николаю I в СанктПетербурге работы Клодта.

В 1918 году Ленин издал декрет о снесении памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». Скобелев пал одним из первых. На его месте в 1919 году воздвигли монумент советской конституции. К концу 1930-х годов он обветшал и перед войной был взорван.

Кстати, наиболее ортодоксальным коммунистам и Долгорукий показался «идейно чуждым»: древнерусский князь ведь тоже был «представителем эксплуататорских классов».

В Моссовет шли письма с требованиями убрать памятник.

РОСИНАНТ ПОХОЖ НА ГРУДУ МЕТАЛЛОЛОМА, ШОЛОХОВУ ПОДСАЖИВАЮТ В ЛОДКУ СНЕЖНЫХ ЗАЙЦЕВ

На звание самых необычных композиций с лошадьми претендуют памятники Дон Кихоту во дворе Московского музея современного искусства (ул. Петровка, 25) и Шолохову на Гоголевском бульваре, 10. Кляча печального рыцаря (на фото) сделана словно из металлолома и стоит на ногах-бревнах. Шолохов в лодке среди голов плывущих в разные стороны лошадей (они символизируют раскол российского общества в Гражданскую войну)напоминает некоторым Деда Мазая во время наводнения. Неслучайно зимой шутники регулярно подсаживают ему в лодку вылепленных из снега зайцев.  

ЦИТАТА

Дмитрий Успенский, скульптор-анималист:

— Вячеслав Клыков пытался придать коню Жукова одновременно черты и арабского скакуна, и лошадей с икон. Из-за этого его поза получилось неестественной.

Было бы лучше, если бы он изобразил конкретную лошадь. А вот жеребец Долгорукого выглядит очень натурально. Передает то, что и должен передавать скульптурный конь — идею могущества, верховенства.  

ФАКТ

Единственный в Москве памятник коню без всадника, возницы или укротителя — фигура белой лошади перед Конноспортивным центром в Измайлове. На ВВЦ перед павильонами №№ 41 и 43 были увековечены жеребцы Символ и Квадрат, но фигуры не сохранились.   

ЦИФРА

58 объемных фигур коней есть в Москве, включая композиции на Триумфальной арке и Большом театре (барельефы не учитывались).  

 

 

 

amp-next-page separator