Снос палаток в Москве: незаконные «лавочки» прикроют до Нового года
Мешающие горожанам палатки окончательно исчезнут с улиц столицы до Нового года. Градоначальник Сергей Собянин подписал соответствующее распоряжение на днях.
Столичный бизнес частично продемонстрировал общероссийский принцип: закон для всех, но есть нюансы. В эти нюансы вписалась и благая идея об упорядочивании торговли. Некоторые управы простые и понятные решения восприняли своеобразно. Кое-где сносились все ларьки, включая прессу и мороженное, а где-то киоски вдруг стали возвращаться. При этом из ниоткуда на газонах возникали торговые объекты не законопослушных предпринимателей, а тех, кто сумел вовремя дать взятку, чтобы продолжить торговать алкоголем и шаурмой. К тому же, эти «возвращенцы» совершенно не вписываются в утвержденную с жителями города схему размещения киосков. Да и торгуют, зачастую, совсем не товаром первой необходимости.
Честные проиграли
Предприниматели, участвовавшие в конкурсах на размещение киосков, сокрушаются, что рядом с незаконными ларьками чувствуют себя в проигрыше. Ведь ясно, что «липовый» ларек не платит ничего в бюджет, да и деньги за место на аукционе не тратил.
- Законопослушный предприниматель выигрывает место на аукционе, - поясняет глава Межрегионального профсоюза предпринимателей Владлен Максимов. – На низкомаржинальные специализации, например, хлеб, это место это стоит миллион рублей за три года. По другим специализациям - полтора-два миллиона за три года. Плюс законопослушный предприниматель должен соблюдать все правила, купить новый киоск, который сейчас утвержден. А также – нести дополнительные расходы.
Цена вопроса, уверен Максимов, 60-100 тысяч рублей в месяц. Эти деньги «утекали» в руки коррумпированных чиновников в управах и префектурах, ведь без их ведома поставить на территории района объект попросту невозможно. Так бюджет города терял минимум 1,5 миллиарда рублей в год, говорит глава профсоюза.
- Незаконный киоск просто подгоняют, ставят куда бы то ни было, закидывают провода, это может быть просто списанный киоск, который достался даром, где-то на помойке стоял, - говорит Максимов. - Расходы владельцев незаконных киосков явно ниже, чем у законопослушных предпринимателей.
Кстати, именно неплательщики чаще всего и разглагольствуют об ущемлении прав малого бизнеса при сносе своих строений. Ведь о полном запрете ларьков в столице не было и речи.
Новые правила
В соответствии с распоряжением незаконные киоски можно будет сносить намного оперативнее. Раньше, если удалось добиться судебного решения о сносе, владелец незаконного объекта за день до решающего заседания просто переносил ларек на другое место, и эпопея начиналась снова. К тому же, установленные посреди тротуара киоски мешали проходу горожан, особенно – людям с ограниченными возможностями.
За 2011-2012 годы было ликвидировано более 6 тысяч нелегальных киосков. Проволочки в работе районных управ, длительные судебные процедуры и несогласованность действий органов власти привели к тому, что несколько сотен объектов все еще стоят на улицах города. Они будут демонтированы в течение двух месяцев.
В соответствии с новой схемой в столице останется около 10 тысяч объектов мелкорозничной торговли.
- Сейчас мы на три года сформировали сеть из 10, 5 объектов, которые продолжают работать, - рассказал руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. - Конечно, меняется дислокация. Ларьки пользуются популярностью в районах новостройки, потому что там невозможно мгновенно построить линейку магазинов. Мы упорядочиваем торговлю, но при этом понимаем, что в каких-то районах не хватает именно мелкорозничной торговли, там это требует грамотного развития. Ларьков не должно быть слишком много и они не должны мешать.
В выявлении киосков-нелегалов могут помочь жители города. На портале «Наш город» есть соответствующий раздел, где собрана информация о 10,5 тысячах законных киосков. Для каждого из них указана специализация, время работы и сроки действия разрешений.
Незаконный киоск владелец должен демонтировать сам в течение 7 дней. В противном случае, его снесут без ведома владельца. Полномочия по выявлению незаконно размещенных объектов переданы управам. Вопрос об освобождении участка от ларька рассматривают окружные комиссии по пресечению самовольного строительства. Если в течение полугода с даты передачи демонтированного объекта на хранение префектурой не принято решение о возврате правообладателю этого объекта, то он подлежит утилизации, указано в сообщении пресс-службы Департамента земельных ресурсов.
Кратко по делу
По решению мэра Сергея Собянина упорядочивание нестационарной торговли началось в ноябре 2010 года. В начале 2011 года были опубликованы типовые разработки внешнего вида ларьков. Именно тогда были предложены стилистические решения палаток в стиле «Модерн» или «Классика». Эти стили разработаны для разных районов города – специально, чтобы объект вписывался в окружающую архитектуру. Кроме того, внешний вид палаток позволяет потребителю понять, что в них продается: молочные продукты, хлеб, овощи, цветы или пресса. В феврале того же года была разработана и опубликована на сайте Москомархитектуры схема размещения нестационарных объектов (так в документах называют ларьки). К лету прошлого года начались и аукционы на право размещения торговых объектов.
Прямая речь:
Валерий Зайцев, предприниматель, владелец нескольких модульных киосков нового образца, торгующих молочной продукцией
- Новые модульные киоски ввели в том году. В них стоят прилавочные холодильники, сразу подведено электричество, есть умывальник для продавца, выполнены в едином архитектурном решении. Они новые, они выглядят одинаково. Важно было то, чтобы они не бросались в глаза, чтобы не было такого «Шанхая». Все выглядят красиво. Мы платим в среднем через аукцион выиграли 1,5 миллиона за три года, 500 тысяч в год. Эти люди (владельцы незаконных киосков – прим. авт.) никому не платят – ни в бюджет, ни налоги.
У нас некоторые ларьки стоят в зоне магазинов шаговой доступности. И у них клиенты есть, и к нам приходят. У нас цены немножко дешевле. А в магазинах все немножко дороже – у них аренда выше. Жулики на ночь привозят ларек, на какое-то людное место, чтобы там поторговать. Поставят на 3-4 месяца, пока его выведут, они успевают заработать.
Илья Завельский, предприниматель, мобильная торговля мясной гастрономией
- На сегодня мобильная торговля - одно из самых перспективных направлений в мелкой рознице. Это специализированная автомашина, оборудованная холодильниками, гастрономическими емкостями, витринами, умывальниками с горячей и холодной водой, автономным источником питания – генератором, и в зимнее время – специальной автономной печкой. Машина ежедневно с утра выезжает на торговую точку, а вечером опять приезжает на базу. То есть, они не загромождают в ночное время город, могут передислоцироваться в другую зону, а потребитель ежедневно получает свежую продукцию, потому что машина загружается каждый день. Были раньше тоннары, предполагалось, что они тоже должны были уезжать. В силу нашей действительности они врастали в землю, снимались колеса. Город оставил за собой контроль, чтоб ситуация с тоннарами не повторилась. Мы предложили машины оборудовать GPS-навигаторами. Машину всегда можно отследить, например, приехала в ночное время на базу или нет. Есть мобильная зона, которая согласовывается с департаментом. Это не конкретно 1 адрес, а перечень адресов, входящих в зону. Торговля возможна вдоль этой зоны.
Комментарии эксперта:
На вопросы «Вечерки», касающиеся дефицита мест и новых форматах нестационарной торговли ответил заместитель главы департамента торговли и услуг Никита Кузнецов.
- С 2013 года в столице появятся новые форматы, заменяющие объекты нестационарной торговли?
- Да, если говорить о чисто инновационных форматах – это вендинг и мобильная торговля. Вендинг – это торговля через специальные автоматы, сейчас на него разрабатывается схема размещения. Уже есть перечень по нескольким тысячам конкретных адресов, где необходимо разместить автоматы. А по мобильной торговле уже сформулированы предложения, как это должно происходить, подготовили концепцию нормативного акта, она выставлена на обсуждение по процедуре оценке регулирующего воздействия.
- Это позволит решить проблему отсутствия магазинов шаговой доступности?
- Мобильная торговля направлена прежде всего на социально-значимые продукты питания. На решение вопросов обеспечения в проблемных зонах. А таких в городе - 776. То есть, большая часть территории города – это проблемная зона с точки зрения торговли. Людям негде комфортно купить обыденные продукты питания: овощи-фрукты, мясную гастрономию, хлеб, молочную продукцию. А для мест, где работают люди, это еще и уличный фастфуд. Вот по этим категориям мобильная торговля должна существенно облегчить ситуацию. Строительство во многих местах капитальных объектах невозможно, поскольку нет места. А мобильные объекты будут приезжать утром, уезжать вечером, ночью могут на их месте парковаться другие автомобили. К ним не осуществляется подвоз товара, что облегчает транспортную ситуацию. Для московских и расположенных в окрестностях производителей это – прямой путь для выхода на столичный рынок. Потребителям же предложат самые свежие продукты питания.
- Новые схемы позволят решить проблему с дефицитом мест?
- Дефицит мест – это ключевая проблема, если можно так сказать. С дефицитом связано большое количество несанкционированной торговли, незаконных объектов. Есть острая потребность в торговле и она, конечно, удовлетворяется. Если нет законных объектов, то появятся незаконные. Надо понимать, что при организации мобильной торговли и вендинга предприниматели обеспечивают высокие инвестиции в город. Кроме того, используется труд специалистов более высокой квалификации.