Московский урбанистический форум стал главной международной площадкой по вопросам городского развития. / Фото: «Вечерняя Москва»

Современный мегаполис, комфортный для всех

Общество

Обменяться опытом собрались руководители крупнейших городов мира, главы ведущих архитектурных и градостроительных бюро, бизнесмены, ученые.

Одними из главных центров перемен должны стать так называемые спальные районы, где проживают 90 процентов москвичей, и прилегающие к ним промышленные зоны, стареющие и заброшенные. Судьбе последних программная дирекция форума (Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка») и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы даже посвятили отдельную сессию.

В современных мегаполисах квадратные метры на вес золота, поэтому промзоны стремятся преобразовывать в полноценную городскую среду с компактными «умными» производствами, транспортными развязками, парками, социальными службами, чтобы оживить окраины и разгрузить исторический центр.

Сегодня на столицу приходится более 20 процентов ВВП России, при этом, как отметил заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов, «качество жизни в Москве пока существенно ниже, чем у городов с сопоставимым экономическим потенциалом».

Один из важнейших факторов развития столицы — транспортная составляющая. Столичные власти предполагают строительство около 220 километров дополнительных железнодорожных путей при развитии столичного транспортного узла, заявил на II Московском урбанистическом форуме заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин.

— В развитии московского транспортного узла особое значение приобретает железнодорожный транспорт с неиспользованной прилегающей к железнодорожным путям территорией. Важно также понимать, что необходимо комплексное развитие и транспортной инфраструктуры, — подчеркнул заммэра.

Марат Хуснуллин также сообщил, что мэрия намерена провести полную ревизию всех ветхих и брошенных зданий в центре города.

— Необходимо отметить, что в центре города еще есть ветхие и старые, а порой и совершенно заброшенные здания. Необходимо провести полную их ревизию и принять решение по дальнейшему их использованию, — отметил чиновник. — Наведение порядка позволит сделать город более комфортным для проживания и привлекательным для туристов. Наша задача — сделать город комфортным и туристически привлекательным, красивым и ухоженным, — заявил заммэра.

О том, что годы простоя и забвения — это история не только отечественных предприятий, рассказали иностранные участники форума. Пример тому — немецкий завод по выпуску печатных машин «Ротапринт» в Веддинге (район Восточного Берлина), обанкротившийся в 1989 году. Сразу после кончины завода Веддинг начал приходить в упадок. Инвесторов место не привлекало. Однако со временем данный район облюбовали художники, привлеченные дешевизной площадей под мастерские.

Прошло около 15 лет, и здесь появился некоммерческий проект «ЕХ-Ротапринт», организованный художницей Даниэлой Брам. Открылись школа немецкого языка для иммигрантов, агентство по трудоустройству с возможностью попробовать себя в разных профессиях, учебный центр для подростков, бросивших школу, творческие студии. Первые этажи отдали производственным фирмам (по изготовлению металлических конструкций, работе с деревом, дизайну выставок).

Как считает Даниэла Брам, необходимо помнить, что в подобной ситуации главная задача искусства — улучшить условия жизни местных жителей и дать им развиваться внутри нового пространства.

Екатерина Гирщина, директор социокультурных проектов института «Стрелка» (программная дирекция урбанистического форума):

— Решая, под какой проект отдать старую промзону, обычно оценивают экономические показатели, прибыль. В Европе появились модели развития промзон по принципу социального предпринимательства, когда бизнесмены получают от властей льготные ставки на аренду территории, налоговые послабления, но при этом часть дохода инвестируется в улучшение среды, или создаются недостающие в районе услуги. Есть проекты совместного огорода. Подобные вещи интересны и для наших спальных районов, где есть жилье, но не хватает образовательных, культурных центров. Другой серьезный вопрос промзон — как выработать единую концепцию развития, если владельцев огромное количество. Мы представили проект из Китая: для центральной части города Шэньчжена со множеством старых фабрик, складов архитектор из Голландии Маркус Аппенцеллер разработал единый мастер-план.

amp-next-page separator