Английский двор и царские палаты. Варварка, или Змеиная кожа Знаменского монастыря, купеческая слобода и цветущие мальвы. / Фото: «Вечерняя Москва»

Английский двор и царские палаты. Варварка, или Змеиная кожа Знаменского монастыря, купеческая слобода и цветущие мальвы

Общество

Нетронутый уголок старой Москвы: самые настоящие монастырские подворья, мощеный двор палат Романовых, каменные громады храмов, бывшие купеческие дома, мануфактуры и Английский двор, плотность древних и старинных построек феноменальная: буквально друг за другом здесь расположились пять церквей и каменные палаты постройки XVI–XVII веков.

Легенды далекого туманного Альбиона

У Варварки есть свой секрет — мало кто знает, что улица двухуровневая. Находится она на гребне холма, и на ее проезжую часть выходит только верхушка старинных построек. Сами же здания спрятались ниже уровня улицы. Достаточно перегнуться через парапет — и перед глазами райские кущи Знаменского собора и самый настоящий английский дворик. Спуститься вниз можно у начала улицы, близ храма Варвары Великомученицы, или в самом ее конце, у храма Великомученика Георгия Победоносца на Псковской горке.

— Вот это — Средние торговые ряды, — рассказывает мне Мила, показывая на здание напротив храма Варвары, в строительных лесах и за металлическим забором, — который год перестраиваетсяреконструируется памятник, но пока обещанных торгового комплекса, гостиницы и ресторанов не видно...

У храма мы с историком свернули на тропку, ведущую к Старому английскому двору. Первое иностранное посольство, теперь музей. Белое, словно вымазанное мелом, приземистое здание с тяжелой деревянной дверью и коваными оконными решетками. Потянув за дверное железное кольцо, мы оказались в небольшом помещении с низкими потолками.

Чтобы попасть на импровизированный ресепшен, пришлось спуститься по крутой лесенке, рискуя споткнуться и свернуть шею, вниз на один пролет. Билет для взрослого — 50 рублей, детский — 25.

Бюджетно. Только вот экскурсий и наплыва туристов незаметно. Стены кричали и молили о ремонте, трещинки в потолке и полах.

— Наверное, скоро на реконструкцию закроемся, — рассказывал мне сотрудник музея Сергей Кайдашев, ведя нас через залы. Несколько развешанных картин, никакой электронной начинки — ни компьютеров, ни демонстрационных экранов, в общем, экспозиции, по сути, никакой.

Лишь на средневековом колорите и интерьере дворик и держится.

— Как гостиницу «Россия» снесли, поток туристов иссяк, — жалуется экскурсовод, — раньше у нас и американцы, и англичане каждый день, а теперь только детские, школьные экскурсии.

Сергей в музее работает уже 10 лет. Невысокий, в очках, он живо рассказывал историю дворика, который, оказывается, был изначально палатами купца Юшки.

— Люди постоянно спрашивают, правда ли у нас есть привидения, — рассказывает Сергей, — по легенде, в 1571 году, когда на Москву напал крымский хан ДевлетГирей, англичане спрятались в подвале двора. Когда здание подожгли, там задохнулось около 10 человек. Которые тревожат покой живых по ночам. Кстати, недавно сделали там общую фотографию, так на ней чьи-то ноги, непонятно откуда взявшиеся! Я опасливо покосилась в сторону подвала.

— А еще, — Сергей оживился, глаза заблестели, — многие нумизматы говорят, что находят копейки, отчеканенные при посольском дворе! Англичане якобы из привозного серебра чеканили русские монетки.

Кстати, Английский двор приезжала открывать сама королева Елизавета в 1994 году.

История интересная: на музей набрел британский посол — и по приезде на родину рассказал королеве, какой в холодной России есть замечательный памятник. Недолго думая монархиня с визитом отправилась на восток.

Поблагодарив экскурсовода за рассказ, откланялись: уйти по-английски, не прощаясь, даже в Английском дворе мы себе позволить не могли.

Аустерия и белый замок

Прямо перед нами высились Старый Государев двор, палаты Романовых, Знаменский монастырь, храм Максима Блаженного.

— Обрати внимание, — кивает Мила на пятиглавый Знаменский собор, — центральный купол золотой, остальные четыре по цвету напоминают змеиную кожу. А летом в саду растут мальвы.

— А еще, — добавляет, — храм Максима Блаженного — столичная Пизанская башня: падает уже две сотни лет! Извилистая тропка привела нас наверх. Оглянулась. Золотые и расписные купола, башенки, кресты на церквях — вид на Варварку со Старой площади открывается великолепный. Только глаз сразу замечает низину, расстилающуюся под Варваркой, — Зарядье.

— Улица Варварка издавна обозначала верхнюю границу древнейшего района Москвы, Подола Великого посада, — рассказывает Мила, — Великий посад сегодня известен как Китай-город, а его Подол — склон холма, спускающийся к Москве-реке, — как Зарядье.

Над Зарядьем, точнее пустырем, который сменил когда-то оживленную купеческую слободу, курился дымок. Внизу живописно лежали руины, кое-где рытвины, кое-где ямы.

Как в 2007 году разобрали гостиницу «Россия», образовалась пустошь, так и стоит, напоминая расхристанное поле боя. После сражения, долгого и мучительного.

— Что бы ни построили, облик Варварки снова изменится, — Мила, прищуриваясь, вглядывается в пустырь, — главное, чтобы красоту Варварки не перебили… Мы не спеша двигались к Славянской площади, я же прислушивалась к своим впечатлениям от увиденного. Смешанным впечатлениям. Красивая, величественная, но странно пустынная, словно необитаемая, редкий прохожий заспешит по своим делаем.

А когда-то здесь кипела торговля, лавочки, где варилась соль, плавился воск и разливался гречишный мед.

— Раньше улица славилась еще и питейными заведениями, — рассказывает Мила, — рядом с Ветошным торговым рядом, на углу Никольского переулка, была «Ветошная истерия».

— А «истерия» почему? — спрашиваю, удивляясь.

— Умники адаптировали слово «аустерия», которым в петровские времена звали трактиры и питейные дома.

Между прочим, в трактирах можно было выпить не только и не столько горячительного, сколько горячего чая. Приносили его в двух чайниках: один — для кипятка, другой — для заварки.

Сейчас на Варварке заведений и мест, где можно глотнуть чайку, осталось немного. Зато все — серьезные рестораны, что интересно — в названиях с историческим уклоном: то «Белый замок», то «Кольчуга». С несколькими залами, сhill-out, VIP-кабинетами, зоной welcome drink, световым и проекционным оборудованием и плазменными панелями — куда там средневековым кухмистерским и духанам до нынешних рестораций. Зато наверняка тогда было веселее — и дружелюбнее, что ли. Без пафоса.

К черту на кулички!

Так, незаметно, за разговором, мы оказались у церкви Всех Святых на Кулишках, что на Славянской площади.

Существует легенда, будто в 1666 году здесь разгулялась нечистая сила, которая подстраивала жителям разные мелкие неприятности.

Справиться с нечистью помог преподобный Илларион из Флорищевой пустыни (правда, какими методами, история умалчивает). Вот откуда выражение — «у черта на куличках».

— Напоследок — говорит Мила, прощаясь у подземного перехода, — обрати внимание на стену. И правда, вместо привычной плитки вдруг замечаю кладку из белокаменных блоков.

— Фундамент Варварской башни стены Китай-города, — пояснила она мне.

Памятник, по сути, ничем не выделен — висит маленькая табличка, возвещающая о значимости объекта. О древности, к которой можно прикоснуться. Прямо на выходе из метро.

СПРАВКА «ВМ»

Средние торговые ряды. До недавнего времени здание занимали военные организации. В 2007 году здание огорожено по периметру, планируется снос внутренних строений и реконструкция по аналогии с Гостиным Двором.

Храм Варвары Великомученицы. Построен в 1804 году (первый храм на этом месте известен с 1514 года).

Храм Максима Блаженного. Построен в 1699 году. В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. Богослужения возобновились после 1994 года, проводятся по праздникам.

Старый английский двор. Палаты XVI века, принадлежали Московской компании. Ныне филиал Исторического музея.

Торговый дом Морозова. Постройка 1864 года, одно из четырех подворьев — торговых домов, принадлежащий купцам Морозовым.

Знаменский монастырь (Старый Государев двор). Основан в 1631 году: в комплекс входят собор Иконы Божией Матери «Знамение», построен в 1682 году, колокольня 1789 года и братский корпус XVII века.

Старый Государев двор. Палаты Романовых XVI–XVII веков. В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена — 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI–XVIII веков. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Храм Великомученика Георгия Победоносца на Псковской горке. Православный храм, памятник архитектуры XVII века.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот. Построена в 1741 году. В 1920 году была отдана под детсад, в разные годы здесь был жилой дом, склад ЦК КПСС, в 1991 году церковь была возвращена РПЦ.

Церковь Всех Святых на Кулишках. Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. Только в 1991 году здание было возвращено РПЦ. С 1998 года здесь располагается подворье Александрийской православной Церкви.

Зарядье. Исторический район в южной части Китай-города, между Варваркой и Москвойрекой. Главная купеческая слобода во времена Петра I, в XVIII веке Зарядье стало рассадником нищеты, в конце XIX века — еврейским гетто, в начале XX века район назвали трущобами, а в уже в 1960-е здесь построили гостиницу «Россия», которую разобрали в 2007 году.

Варварка. Название улице XV—XVI веков дано по церкви Святой Варвары Великомученицы. Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. По некоторым данным, по ее трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской в конце XIV века, когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы.

 

amp-next-page separator