С Луи Армстронгом Гранов познакомился в Мехико. / Использованы фото М. Сердюкова и из архива И. Я. Гранова

Игорь Гранов: Пусть всегда будет джаз!

Общество

Маэстро с удовольствием повспоминал свою молодость, рассказал о старой доброй советской эстраде, ее песнях, звездах, приоритетах…

ВКУС К ИМПРОВИЗАЦИИ

Что запало вам в душу на музыкальном пути?

— Музыкой я подрабатывал с 13 лет. Сначала играл на танцах, летом — в пионерских лагерях. Больше всего мне нравился джаз. Правда, в музыкальных школах этой музыке не учили — долгое время она считалась не нашей, чуждой слуху советского человека.

Где же вы постигали ее?

— Мой брат в конце 40-х уже играл эстрадную музыку. Я с ним ходил на вечера. Позже стали появляться пленки с записями — «на костях», «на ребрах», «на черепах». Смышленые люди придумали записывать джаз на больших рентгеновских снимках.

Что вы слушали?

— Все, начиная с Вертинского, Утесова, Варламова, Цфасмана...

Вы мечтали стать похожим на них?

— Конечно. Джазу я благодарен прежде всего за то, что он привил мне вкус к импровизации, научил этому искусству. С ним я обрел определенную степень свободы мышления, научился реализовывать свои творческие фантазии… В 1957 году получил приглашение поработать в Москонцерте — в джазсекстете Михаила Волоха.

Он был импровизатором экстра-класса. Пожалуй, лучший в то время трубач и вообще яркая личность — авторитет среди музыкантов... Три года я выступал в составе джазового ансамбля, а затем приступил к реализации собственных замыслов.

В 1969 году я создал один из первых вокально-инструментальных ансамблей в стране — «Голубые гитары». Ни одно выступление этого коллектива как на площадках Советского Союза, так и за рубежом не проходило без аншлага.

Идею ВИА вам «битлы» подсказали?

— Да, популярнейший в то время на Западе квартет «Битлз» стал для многих музыкантов эталоном — от этого можно было отталкиваться.

Но «битлы» — самые яркие представители западной или, как ее еще называли, «массовой культуры» — были чужды советскому агитпропу по определению! Вас за одну идею «пойти за ними» должны были как минимум расстрелять — продажа родины и все такое...

— Да нет, были уже совсем не расстрельные времена. Помимо нас подобного рода коллектив создавали в Ленинграде — ВИА «Поющие гитары». Их долго никто не желал признавать. Руководитель ансамбля Анатолий Васильев, как ни пытался, не мог пробиться наверх и все как следует и кому следует объяснить. Поэтому ленинградцы долго оставались на уровне самодеятельности. Только нам удалось узаконить ВИА как жанр. Хотя отрицать не стану: для этого потребовалось немало сил, энергии, нервов.

Кто помогал вам узаконить ВИА?

— Надежда Аполлинарьевна Казанцева — выдающаяся советская певица и… просто замечательный человек. Наша дружба началась с зарубежных совместных поездок и продолжалась до конца ее дней. Талантище невероятного диапазона, при этом мудрейшая женщина. Интеллигентка старой закалки, по-человечески добрая, но с твердым характером. Уж если бралась за что...

Вы подсказывали, за что надо браться?

— Ну, это только с ВИА так получилось. Вкусу Казанцевой доверяли — считали эталоном. Министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева с большим уважением относилась к ней — были подругами.

По-дружески, значит, вашу идею и узаконили?

— Думаю, не без того. Хотя и мне пришлось походить в ЦК партии, как на работу. К счастью, там нашлись люди с музыкальным образованием — можно было разговаривать на равных! Никто не кричал «запретить», «не положено», «не пущать» — нормальные интеллигентные люди. Рассуждали здраво. Понимали, что ВИА может прекрасно пропагандировать советское искусство за рубежом. Там ведь не знали русских песен, а мы бы могли донести до зарубежного слушателя и русские народные в современной аранжировке, и советские, и то, что было популярно в то время на Западе. Меня поддержали.

Может быть, в ЦК и песни «Битлз» любили, как Высоцкого — тайно?

— Врать не буду — не знаю. Но у нас появилось несколько песен из репертуара «Битлз», они исполнялись на языке оригинала. Кстати, «Голубые гитары» долгое время были единственным ансамблем, который мог себе это позволить.

Таким образом, на зарубежных гастролях ваш патриотизм заключался и в том, чтобы правильно сыграть «битлов»?

— И, может быть, иногда даже лучше оригинала — так старались!.. Жанр ВИА позволял вырваться из идеологической зашоренности, идти в ногу со временем. Правда, у меня были и другие причины перехода в этот жанр.

Неужели личные?

— Почти угадали. Мне действительно надоело зависеть от вокалистов, которые, поймав пару лучиков славы, в любой момент могли послать… куда подальше и поступали так подчас совершенно безбожно. Поэтому я и принял решение: с солистами, раз они позволяли себе закидоны, завязать навсегда.

Сурово, но, видимо, справедливо!

— Еще был знаменательный момент, повлиявший на мое решение. В 1968–69 годах в составе советского мюзик-холла я гастролировал по обеим Америкам: о т чилийской Огненной Земли до канадской тайги. В Мехико на огромной эстрадной площадке посчастливилось познакомиться с классиком джаза всех времен и народов Луи Армстронгом. Он работал в варьете, имел свое шоу, а я был дирижером оркестра. Естественно, посмотрев выступление Армстронга, я, с одной стороны, пришел в восторг, но с другой — у меня возник вопрос, который при встрече задал ему: «Все знают вас как великолепного джазового музыканта.

Но я увидел в вашем шоу какие-то шутки-прибаутки и совсем мало настоящего джаза... Почему так?» Его ответ запомнился мне на всю жизнь и даже стал творческим постулатом: «В джазе, как и в классической музыке, разбираются немногие. А кто был сегодня в зале — торговцы, бизнесмены, предприниматели… С одной стороны, публика солидная, денежная, но никто из них джаз, по сути, не знает. Этим людям нужна музыка, которая была бы им понятна, чтобы они могли ее напеть. Поэтому прозвучали «Хелло, Долли!» и другие популярные песни.

Иногда надо ведь и пошутить... (Армстронг надевал чепчик бабушки, исполняя одну песенку-ретро). Это людей развлекает, дает возможность отдохнуть, а не задумываться о чем-то всерьез. Люди пришли получить удовольствие, и мы дали им то, что они хотели».

Вывод, который я сделал, показался мне хоть и простым, но вполне гениальным: для широкой публики следует исполнять мелодии попроще, однако делать это надо на высочайшем профессиональном уровне. Опытом великого джазмена я и воспользовался.

ДОСЬЕ

Игорь Гранов родился 9 февраля 1938 года в Москве. В 1958 гогу создал небольшой джазовый коллектив. Вместе с певицей Тамарой Миансаровой стал лауреатом Международного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. В 1968 году Гранов создал ВИА «Голубые гитары» и начал концертировать по всему миру. Из ансамбля вышли известные музыканты: Игорь Крутой, Николай Агутин, Вячеслав Малежик, Роксана Бабаян... Игорь Гранов — заслуженный артист России. Награжден орденом «Дружба народов».

amp-next-page separator