/ Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Борис Резник: Замах - орлиный, удар - ослиный

Общество

Вызванные 19 февраля на допрос в Главное военное следственное управление СК России, они воспользовались 51-ой статьей Конституции, позволяющей гражданину не свидетельствовать против себя и близких родственников.

Очередной высокомерный плевок в лицо правосудию. Люди, заинтересованные в установлении истины, так себя не ведут. Что происходит? Сразу после вчерашней "дачи показаний" главой Следственного Комитета России и Генеральным прокурором в Госдуме обозреватель "ВМ" встретился с депутатом Борисом Резником.

- Борис Львович, особого ажиотажа появление главных правоохранителей в парламенте  не вызвало. Изначально, по моим наблюдениям, его не было. Как это объясняете? Откуда такой скепсис?

- Мы ничего особого и не ожидали. Это же не первый раз проходят такие встречи. Знаем заранее, как будет. Как из байки: "Как тебе удалось пройти сквозь такой ливень и не замочиться? Ответ: между каплями, между каплями. Так и здесь. На конкретные вопросы, увы,  нет конкретных ответов.

- Но при этом официальный представитель Следственного комитета господин Маркин не сходит с экранов ТВ. Что ни день, то очередная сногсшибательная новость. Коррупция там, коррупция здесь. То здесь, то там казна несет тяжелые потери. "Оборонсервис". Саммит АТЭС, "Олимпстрой", "Русгидро", "Роснано"... Голова кругом от всяких разоблачений. Вот-вот, обещает Маркин, удавка затянется. Все сядут. Однако ожидания затянулись... Сердюков все еще на даче... Васильева все еще "томится в застенках" 13-комнатной квартиры...

- В том и все дело. Следственный комитет куда-то несется, как птица-тройка. Куда? Нет ответа. Ничего не понять. Невольно просится в уста классика: "Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все..."

- Дело "Оборонсервиса" закрутилось больше четырех месяцев назад - в октябре прошлого года. Расследованию не видно конца. Что происходит вокруг этого дела?  Вокруг Сердюкова лично? Что вы думаете по этому поводу?

- Мы в стране, конечно, привыкли ко многим коррупционным скандалам, но эта ситуация действительно взорвала общественное поле. Вызвала пристальный интерес. Почему? Во-первых, фигура самого министра обороны. Во-вторых - армия. Там каждый отдельный факт воровства становился предметом серьезных разбирательств и делались выводы. А здесь мы наблюдаем каскад разоблачений, называются конкретные фамилии, но за этим ничего не следует. Более того, фигуранты этого дела, например, зять этого Сердюкова - Пузиков, он получил огромное количество квартир, дорогу ведут к его даче в Астраханской области, много других криминальных эпизодов с ним связано.

Этого Пузикова можно было бы, наверное, заставить активно давать показания, коль скоро такие злоупотребления совершены. Но вдруг узнаем: Пузиков скрылся, нет его в России. Еще одна дама,  Мария Лопатина, бывшая однокурсница Евгении Васильевой по юрфаку Петербургского университета и еще одна дама - Лариса Егонина. Одна возглавляла "Оборонстрой", другая  "Военторг". И там, и там фантастические злоупотребления. Где девушки? Девушек нет. Они уехали. Наконец, остается сам Сердюков. Остается его "дама сердца" Васильева, которая странным образом наказана и отбывает "домашний арест". Ей разрешили даже иметь прислугу. Ничем особенным ее жизнь не омрачена.

Все это говорит о том, что в нашей стране, к сожалению, есть кланы и есть неприкасаемые люди. Мы при этом строим правовое государство, декларируем лозунг, что все равны перед законом. Но одни животные более равные, чем другие, получается, как по Оруэллу. Это вызывает шквал раздражения в простом народе. Обыватель смотрит и думает: "Вот что они вытворяют, они столько там воруют  и с ними ничего не происходит".

Сегодня, если мы не преодолеем коррупцию на верхних уровнях власти, то это сигнал всему обществу: "Они воруют, а чем мы хуже?". Поэтом нужны очень жесткие меры. Очень жесткие. Показать пример, что никому не сходит с рук.

- А что мешает того же Сердюкова привлечь к ответу?

- Я могу только предполагать.  Как говорил Мефистофель, «я не всеведущ, я лишь искушен». Сердюков, может быть,  знает что-то. Наверняка, знает. В его руках была военная разведка, контрразведка, чем-то, наверное, располагает. Ну и опять же, повторяю,  может быть, это клан мешает,  в стране есть неприкасаемые люди. Они "своих не сдают"...

- А может быть причина и в другом. Может быть, Следственный комитет не очень профессионально работает?

- И это тоже. СК вообще вызывает очень много вопросов. Во-первых, обращает на себя внимание избирательность в возбуждении дел. Во-вторых, складывается впечатление некой спонтанности, импровизации в работе СК. Никакой системности не видно - ни в расследовании, ни в возбуждении уголовных дел. И самое главное - нет доведения дел до логического конца. Валом все и катится - не разберешься. Пускают яркие шары. Шар поднялся - пух!- лопнул - ничего нет. И следа не осталось. Эти коррупционные дела ничем не завершаются абсолютно. Вопросов и претензий к следствию масса. Я, кстати, голосовал против при создании СК в том виде, каком он создан.

- Почему? Какие у Вас были аргументы?

- Считаю, таким решением мы разбалансировали всю правоохранительную систему. Мы наделили следствие такими полномочиями, что нет им преграды. Прокуратура против нерадивых следователей не имеют права ни возбудить дело, ни воспрепятствовать беззаконию, ничего... Прокуратура, она бесправна сегодня.

- Она выведена из игры?...

- Да, абсолютно. Она никакая. Так, наблюдатель сторонний, бесправный... А Следственный комитет, как видим, спотыкается, не дает результат. Поэтому нам надо реформировать эту систему. Получается так, как писал Некрасов в произведении:

"Поэт и гражданин"

Бичуя маленьких воришек

 

Для удовольствия больших,

Дивил я дерзостью мальчишек

И похвалой гордился их.

Вот так вот. Бичуем маленьких воришек...

- Ведь, в конце концов, это все дискредитирует саму власть. Политические издержки очень высоки...

- В том и дело. Нет понимания, что такая ситуация работает против власти - против Думы, против других институтов власти. Поэтому об этом надо задуматься самым серьезным образом.

- Как Вы думаете, все-таки будет возбуждено дело против Сердюкова?

- Я думаю, что будет. Отступать  некуда. Возможен суд.  Но я  не уверен, что все завершится таким  судебным приговором, когда за Сердюковым закроются ворота тюрьмы. Могут дать условно, могут еще что-нибудь придумать...

- Что может помешать этому?

- Много чего может помешать.

- А я все-таки задам еще один вопрос. Вот смотрите: все факты по "Оборонсервису" налицо, и ничто не мешает следствию предъявить экс-министру соответствующие обвинения. Хорошо, нет его подписи на бумагах. Но безобразия творились при нем. Неужели у нас министры ни за что не отвечают?

- Вопрос, конечно, интересный. Хорошо, вот есть дело по Владивостоку. Коррупция вселенская, по крайней так объявляли. И что? Против восьми из девяти вице-губернаторов  возбудили уголовные дела. Незаконная приватизация объектов и прочее Казалось бы, все ясно. Но главный подозреваемый ушел в бега. Теперь, оказывается, дело рассыпалось в пух и прах. Там был человек, которого в деле обозначили как "неустановленное лицо". Вице-губернаторы давали показания: "Неустановленное лицо" приказало нам делать нам то-то и то-то... "Неустановленное лицо" подписало-предписало то-то и то-то...

- Беда... Что, у депутатов не хватает полномочий или пороха поставить вопрос ребром?

- Как ребром? Куда ребром? - Сегодня существует статья 18-я в Законе о статусе депутатов и членов Совета Федерации, по которой депутат не имеет права вмешиваться в оперативно-розыскную, следственную и судебную деятельность. Меня избирало огромное количество людей. И как можно было лишить депутата права на то, чтобы обратить внимание на кошмарные беззакония, которые происходят в правоохранительной системе. Это не вмешательство, а своего рода депутатский контроль.

- Правовая основа для привлечения Сердюкова есть все-таки, на Ваш взгляд?

- Даже если за кадром оставить возможность личного участия самого Сердюкова в хищениях и и т.д., а взять только всех его людей,  которых он подбирал, -  эти люди у него на глазах все это вытворяли, причем группой большой, преступным сообществом. А это 210-я статья УК - организация преступного сообщества. Он несет ответственность как организатор этих людей, он ведь свел их воедино, посадил на хлебные места. Дальше существует статья "Преступная халатность". Если он не предпринимал никаких мер по предотвращению правонарушений, то это преступная халатность. Разворовывали на его глазах армию российскую, а он ничего не видел. Прямо зайчик какой-то... Далее. Злоупотребление служебным положением в корыстных целях - это статья 286 УК. Родственники квартиры получали? Получали. Дорогу к даче строили? Строили. Та же  Васильева с 13-ю комнатной квартирой. Какого рожна она получила эту квартиру?! За какие такие заслуги?! Распутство! И это тогда, когда столько бездомных офицеров. Столько офицерских семей прописано в том же Владивостоке по кораблям до сих пор. Сколько ютятся по углам чужим...

- Ваш личный прогноз по этим делам, Борис Львович?

- Здравый смысл и закон должны возобладать. Не должно быть, как  в поговорке: "Замах орлиный - удар ослиный".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Следственный комитет: Сердюков и Васильева отказались давать показания на допросе

Экс-чиновники Минобороны прикрываются Конституцией России.

Сегодня СК России сообщил о том, что в Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации были вызваны бывшие Министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков и начальник Департамента имущественных отношений Минобороны России Евгения Васильева.

На очередном допросе в рамках уголовного дела о хищениях в Минобороне следователи намеревались допросить их о деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России», который предоставляет  по госконтрактам услуги по автотраспортному обеспечению органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации в различных городах страны (далее...).

Из касты неприкасаемых

Колонка Олега Фочкина

Дело «Оборонсервиса» всколыхнуло всю страну. Еще бы! Миллиарды похищенного, разворованные военные городки и строительные объекты, шикарные квартиры находящихся под домашним арестом «амазонок», выстроенные за счет ведомства дороги к санаториям, требующие обещанного жилья офицеры, непонятно на кого сшитая форма и многое-многое другое. И так по всей стране.

Любопытная и, в общем-то, бессердечная публика уже потирала в предвкушении хлеба и зрелищ руки. Дескать, теперь-то уж министр не отвертится. Попался сердешный по всем фронтам: и на работе, и в личной жизни. Колечки, рестораны, красивая жизнь...

Что скрывать, многие завидовали его способности обеспечить и прочее такое количество красивых женщин. Злословили, но и сочувствовали. Погулял напоследок, а дальше что? Нары и этап? Классическая русская любовь к попавшимся. Все у нас наоборот. Проворовался - пожалели, совершил подвиг - забыли.

Но время идет, суды выносят решения об аресте. А главный подозреваемый все еще остается на свободе.

И тогда мы начали задавать вопрос: доколе? (далее...).

Следователи и аудиторы проверяют все дочерние предприятия «Оборонсервиса»

В ближайшее время Счетная палата досконально проверит компанию «Авиаремонт», которая входит в состав скандально известного холдинга.

Ныне компанией руководит одна из, так называемых, «женщин Сердюкова» Ирина Кривич, которая ранее являлась советником экс-министра.

- Проверка ОАО «Авиаремонт» намечена на февраль-март, - сообщили «Вечерке» в пресс-службе Счетной палаты России. - Но это проверка не в рамках уголовного дела о хищениях в Министерстве обороны, а плановая. Вообще, с февраля по июль мы будем проводить большую программу, которая называется «Проверка законности и эффективности целевого использования бюджетных средств, направленных на реализацию Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения военной техники  на 2011-2015 годы в период до 2020 года и средств, полученных от реализации продуктов утилизации». Отметим, что в ней значится очень много объектов, в том числе относящихся к различным министерствам: как экономики, так и обороны (далее...).

Главная военная прокуратура: Дела на Сердюкова у нас нет

Под уголовное преследование может попасть родственник экс-министра Валерий Пузиков.

18 февраля некоторые СМИ сообщили, что в рамках скандала о колоссальных хищениях в Минобороны, на Анатолия Сердюкова заведут уголовное дело сразу по двум статьям: «мошенничество, совершенное в особо крупном размере» и «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия».

Причем информация подкреплялась подтверждениями от начальника Управления Главной военной прокуратуры генерал-майора юстиции Александра Никитина. Однако 18 февраля в Главной военной прокуратуре «Вечерке» опровергли эту новость. (читайте далее…)

amp-next-page separator