/ Фото: «Вечерняя Москва», Олег Бурнаев

Сергей Собянин: Для города используем лучшие модели развития

Общество
- Вы знакомы со многими лучшими примерами градостроительной политики городов мира, в частности, с примерами организации транспортного движения. Какой город Вам кажется лучшим с этой точки зрения? У кого можно было бы перенять опыт по части транспорта?

- Все города разные и структура городов разная и сказать, что вот эта модель поможет - нельзя. Нахваливаем, что у нас все хорошо, но с точки зрения транспорта у нас все хуже и хуже. Есть объективный ряд параметров, по которым мы проигрываем, к примеру, плотность дорог в полтора- два раза ниже чем в Лондоне. И посмотрите на центр Нью-Йорка - сколько там частного транспорта и такси. У нас же такси почти нет. Есть объективные вещи, есть субъективные. Москва - сгусток проблем и собирать позитивный опыт надо везде, где только есть. Из примеров, которые меня поразили - Богота, cтолица Колумбии. Этот пример нигде не фигурирует как положительный. Тем не менее, если посмотреть на улицы семилетней давности в Боготе, и  взять Москву - то братья - близнецы. Но теперь там кардинально другая ситуация. Они создали лучший в мире наземный общественный транспорт. И это удалось исходя из ресурсов, которые были у города. Создали за пять-семь лет.

Они отказались от метро и строительства дорог, они создали систему скоростного сообщения, прямо по центру дороги. Создали реальную систему скоростного общественного транспорта. Еще тема парковок. Проблема не в количестве парковок. В том же Лондоне или Париже наоборот, уменьшается количество парковочных мест. У нас потенциал Москвы большой, нам еще больше можно увеличить парк машин. Можно наводить порядок на тротуарах и обочинах и приоритет отдавать общественному транспорту. Но при этом, подчеркну, мы уделяем большое внимание личному транспорту, проектируя вылетные магистрали. 

- Тема партнерства и привлечения частных инвестиций в реальный сектор и социальные сферы экономики города поднималась неоднократно. Как планируется привлекать инвесторов? На какие выгоды от сотрудничества с городом может рассчитывать частный предприниматель?

- Приведу в пример  общественный  транспорт. Считается, что структура общественного транспорта и неодинакова - во всем частном секторе общественного транспорта у нас всего 500 автобусов, а в городской собственности 7000. Какие наши действия? Либо мы дальше продолжаем инвестировать, закупая автобусы, либо надо пускать на трассы частных инвесторов, давая им возможность работать на важных маршрутах. мы склоняемся к тому, чтобы частные инвесторы были полноценными участниками общественного транспорта. Дадим гарантию, что этот маршрут будет закреплен только за ними, и город даст им доход, и мы будем финансировать им маршруты. Я считаю, что доля  должно быть по объему перевозок для государственного и частного транспорта должна быть 50 на 50.

В строительстве с частными инвестициями проблем нет. Здесь другие ограничения - мы не можем дать строителям столько, сколько ни хотят. Есть и другие способы привлечения инвестиций - город должен покупать не объект в железобетоне, а услугу. Приведу пример с видеокамерами в подъездах. Город их закупил, посадил бабушек-диспетчеров, а через год все вышло из строя. Мы объявили конкурс на оказание услуги. Нам нужна картинка с конкретного двора, а как подрядчик это сделает - нас не волнует. Это переход от создания железа к получению качественной услуги. Такой же пример с частными школами - мы платим им городской стандарт в 60 000 рубелей и получаем качественную услугу. Это хорошее направление.

- Московское правительство наводит порядок в системе госзакупок. Начавшийся во многих поликлиниках города и других социальных учреждениях ремонт, закупка нового оборудования - итог этих усилий. Правда ли, что городу удалось получить новые средства, ранее «оседавшие» в карманах чиновников?

- Государственная система госзакупок и предполагает, чем ты больше снижаешь эту маржу в цепочке посредников, тем дешевле конечный продукт.  

- Были сложности с заливкой катков. Что делать, чтобы катки работали?

- Заставлять, чтобы их заливали. Зима была сложная. Есть небольшой нюанс, хоккейные коробки не находятся в ведении города. Тем не менее, мы помогаем местным властям и заставляем их, чтобы они работали достойно. Надо создавать профессиональные катки с хорошим льдом и условиями эксплуатации.

- У нас не за горами 9 мая. Как город готовится к этому дню?

- К 9 мая практически все наши главные культурные площадки, начиная от Большого театра, и Театра советской армии, а также парки, будут посвящены работе с ветеранами, там будут проводится концерты и так далее. И, конечно, мы должны позаботиться обо всех ветеранах. Есть обширная адресная программа помощи. Делаем то, что ветеранам нужно - ремонтируем, где-то закупаем предметы длительного обихода, например, холодильники. Принято решение о единоразовых выплатах от 2000 до 4 000 рублей. Будем разгонять облака, чтобы не рисковать таким важным мероприятием, потому что погода на эти числа, как правило, неважнецкая. Сделаем все возможное, чтобы  праздник ничем не омрачался.

- Вы находитесь на посту мэра более года. Это срок не маленький, но и не большой. Сейчас, в качестве столичного градоначальника, Вы больше учитесь или учите?

- Человеку, который больше всего учит и  сам не учится, я думаю, ему место не на работе, а на пенсии, где он будет мемуары писать или учебники. Надо быть человеком совершенно невосприимчивым, чтобы не учиться. Надо учиться, конечно. Я много учусь и у москвичей и у коллег. Москва - особенный город. Несмотря на то, что у меня есть опыт управления, здесь есть, чему поучится. Например, я сторонник того, чтобы контролировать управляющие компании со стороны города. У нас жители бесправны по отношению к управляющей компании.  Раньше я так не думал, но теперь убежден, что государство должно иметь рычаги контроля на управляющие компании. Не говоря уже о транспортных компаниях, у которых свои  университеты.  

 

 

 

amp-next-page separator