Режиссер Театра им. Н. В. Гоголя Анатолий Бейрак, «схваченный» в момент горячей дискуссии нашим фотокорреспондентом. / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

Скандал в Театре Гоголя: драма, неприятная во всех отношениях

Общество

15 августа актеры публично заявили свой протест, пригласив журналистов в Малый зал театра. Правда, действо называлось «профсоюзным собранием». Артисты объяснили, что устроить пресс-конференцию не позволило руководство, а запретить профсоюзное собрание оно не вправе.

На сцене — как символ разрушенного театра — декорации спектакля «Остров», премьера которого должна состояться в конце августа...

Атака «профсоюза»

— Мы, актеры, все понимаем: ветшает репертуар, стареет театр, поэтому к назначению нового художественного руководителя относимся совершенно нормально, — заявила народная артистка Светлана Брагарник. — Но мы не можем спокойно смотреть на то, как уничтожают наш театр, которому мы отдали все силы. Ведь Кирилл Серебренников заявил, что будет не репертуарный театр, а культурно-развлекательный центр.

— Все началось с вранья, — возмущается актер Алексей Бирюков. — Нам объявили, что г-н Серебренников находится в Германии. Но в то время как руководитель Департамента культуры Сергей Капков объяснял нам сложившуюся ситуацию, режиссер Серебренников ходил по театру, фотографировал помещения, но даже не соизволил к нам прийти. Найди он для нас хотя бы на две минуты и скажи: «Ребята, не беспокойтесь, что-нибудь придумаем», — никаких проблем сейчас бы не было.

Актер Янис Якобсонс был настроен еще категоричнее:

— Мы не быдло. Серебренников мог к нам зайти и представиться. Более хамского поведения я никогда не встречал. Он вообще не может быть художественным руководителем никакого театра.

Присутствовавшая на «профсоюзном собрании» советник руководителя Департамента культуры Алла Семенышева ответила на обвинения актеров:

— Сергей Капков приезжал в театр и все объяснил. Кирилл Серебренников должен сначала провести творческий и технический аудит театра, а потом уже говорить о планах. А что касается звучащих здесь заявлений, то, думаю, амбиции театра возобладали над интересами зрителей.

В заключении разгневанные актеры решили, что профсоюзные собрания будут продолжаться ежедневно — до тех пор, пока они не увидят Кирилла Серебренникова.

Творчество или синекура

Кстати, этот скандал заставил многих вспомнить о существовании Театра им. Гоголя, многие годы находившегося, по сути, в художественной изоляции. Вне всякого сомнения, он давно уже нуждался в капитальном обновлении — прежде всего творческом. Для иногородних выпускников театральных вузов театр был последней возможностью закрепиться в столице — не более того. Для критиков его практически не существовало. Для зрителей… На улицу Казакова ходили, пожалуй, лишь бессмертные «театральные бабушки» да еще школьники, полунасильно отправленные изучать литературную программу-минимум в живых картинках.

Увы, театры не живут вечно. Речь, понятно, не о стенах, которые могут стоять бесконечно долго, а о живом творчестве. И без периодического обновления и вливания свежей крови театр рано или поздно превращается в локацию уютного и ненапряжного существования, в котором кусок хлеба с маслом обеспечен всегда, а творчество становится условием-минимумом для сохранения статуса кво. С Театром Гоголя история была именно такой, причем осложненной слухами о финансовых махинациях руководства и «алкогольной составляющей» труппы.

— Ну-ка, спросите меня, сделавшего в этом «храме» три спектакля, и я расскажу вам о великих финансовых традициях, которые я самолично наблюдал, — пишет в своем Фейсбуке известный театральный режиссер Константин Богомолов. — Пусть эта славная труппа скажет спасибо, что ее руководство не под следствием. Помалкивали бы. А то ведь я (и не только я) тоже могу заговорить… Чтобы иллюзий не было ни у кого, ЧТО вы защищаете. Традиции какого финансово-пьяного свойства. И не Кирилла защищать буду. Он в защите не нуждается. У него и без вас дел полно. И с вами он справится. И за уши вытащит тех, кто захочет в нормальную жизнь.

Так что необходимость перемен назрела, и Департамент культуры вполне закономерно их осуществил. Отныне в театре под руководством Кирилла Серебренникова появятся сложившиеся и начинающие коллективы, не имеющие крыши над головой, а труппа самого Театра им. Гоголя сможет или втянуться в новую работу, или начать поиски другой.

И еще. Говоря о театре-храме и театральной душе, которые вот-вот умрут от произвола, не надо писать письма и требовать одернуть «плохих» начальников. А надо крикнуть: «Придите к нам в театр, увидьте замечательные спектакли, которые находятся на грани уничтожения!» Увы, артисты этого сделать не могут, потому что хвалиться им особенно нечем. И трудно избавиться от впечатления, что сохранить пытаются все же не традиции русского репертуарного театра, а всего лишь привычную и удобную синекуру.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы

- Театр создан для людей, и если люди перестают туда ходить, то необходимо принимать меры. Театр им. Н.В. Гоголя должен стать современным объектом культуры, в котором бы уживались профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перформансы и творческие встречи. Сегодняшним назначением мы исправляем глобальную несправедливость, когда Кирилл Серебренников, режиссер с мировым именем, не имеет собственного театра в Москве.

Сергей Яшин, бывший художественный руководитель Театра им. Н.В. Гоголя

- Ради назначения Серебренникова разрушили наш театр. Сейчас на нас вешают всех собак, говорят, что мы самый непосещаемый театр. Это все неправда и демагогия. Это раз. Во-вторых, никакой низкопробной драматургии на нашей сцене никогда не шло – только классика и хорошая современная драматургия. У нас был свой зритель. Те цифры, которыми оперирует учредитель, не соответствует действительности. Мы очень надеемся, что нам помогут, что не дадут разорваться этой душе, этому сердцу. Думаем только об одном – чтобы нам дали эту возможность продолжить поиски, продолжить традицию репертуарного театра, пусть и в другом месте.

Кирилл Серебренников, художественный руководитель Театра им. Н.В. Гоголя

- Здание театра в запущенном состоянии. Реконструкции не было с 1970-х годов. Артисты, конечно, может быть и обижаются, что «мы разрушаем основы репертуарного театра». Но в данный момент мы будем работать как прорабы, засучив рукава. Поэтому мой первый спектакль в новых стенах будет называться – ремонт. А о творческих планах мы все расскажем в октябре. Мне позиция коллектива понятна. Артисты – люди нервные. Они всегда что-то такое пишут. Но я не хочу ни с кем разбираться. У меня нет никакой злобы. Мы ведь даже не знакомы: я не знаю их, они не знают меня.

Дина Годер, театральный критик

- Вопрос, связанный с актерами, очень сложный и социальный. Во всем мире работа артиста – это рисковая профессия, где люди работают по контрактам. У нас в России артиста берут на работу пожизненно. И режиссеры страшно мучаются из-за того, что у них огромный балласт. В офисах прощаются с теми, кто не умеет работать, а здесь слабые артисты годами числятся в театре. Моя точка зрения – артистов нельзя выбрасывать на улицу, они должны иметь социальный парашют. Но и ситуацию с тем, что артисты состоят в штате пожизненно, тоже нужно. Артисты должны переходить на контрактную форму и работать в театрах, только пока они нужны.

Владимир Мирзоев, режиссер

- Моя позиция такова: сменяемость руководителей должна быть регулярной – причем везде, не только в Театре им. Н.В. Гоголя. Вот та формула, на которой я стою. А что касается уничтожения «репертуарного театра»… Это означает лишь одно: в этом театре есть репертуар. То есть спектакли не ставятся, как на Западе, где в течение месяца идет один спектакль, а потом он снимается. В репертуарном театре накапливаются какие-то названия, накапливается какое-то количество спектаклей, которые идут 2-3 раза в месяц. Все остальное может быть устроено по-разному.

УТРАТА

Скончалась актриса театра имени Гоголя Людмила Долгорукова

Ведущая актриса театра имени Гоголя Людмила Долгорукова скончалась в разгар конфликта, вызванного сменой художественного руководителя театра.

По словам артиста Олега Гущина, «ещё вчера Людмила Николаевна давала интервью по поводу этой ситуации, а потом не выдержала напряжения». (читайте далее...)

Читайте также

Кирилл Серебренников: Я буду работать как прораб, чтобы покончить с плесенью в театре имени Гоголя

Культовый режиссер не боится конфликта с актерами, которые взбунтовались против его назначения на должность художественного руководителя. Он рассказал об этом в интервью «Вечерке».

Кирилл, как вы прокомментируете конфликт вокруг вашего назначения?

– Нет никакого конфликта.

А как можно объяснить выходку актеров с их письмом?

– Я скажу так: есть письмо актеров, а конфликта нет. Об этом письме все узнали, потому что я его опубликовал у себя на странице в Фейсбуке. Если бы я его не опубликовал... Скажите, вы часто заходите на сайт театра Гоголя?

Я зашла, но не обнаружила там никакого письма...

– Уже не нашли. Нелепо на официальном сайте публиковать письма против художественного руководителя.

А когда вы планирует приступить к работе в театре Гоголя?

– Мы уже работаем. В данный момент ходим по театру и пытаемся понять, что с этим всем нам делать. Здание театра в запущенном состоянии. Реконструкции не было с 70-х годов. Везде пахнет плесенью. Состояние всего какое-то чудовищное. И мы ходим и понимаем, что здесь работать и работать. Артисты, конечно, может быть и обижаются, что «мы разрушаем основы репертуарного театра». Но в данный момент мы будем работать как прорабы, засучив рукава. И постараемся сделать так, чтобы здесь не пахло плесенью. Плесень убивает человеческий организм. Это очень вредно. (Полный текст интервью читайте здесь)

 

amp-next-page separator