Приближается ночь нечистой силы
Ежегодно в одну и ту же осеннюю ночь много столетий назад друиды жгли костры, кельты молились жаркому солнцу, шотландцы отпугивали ведьм, шествуя с факелами, а в старой Бретани на пороге дома оставляли блины и хмельной яблочный напиток для мертвых, которые до наступления холодов, восстав из сумрачных могил, придут навестить близких.
Самайн
В Северной Франции, Ирландии, Англии, Шотландии, Уэльсе и Бретани за века до рождения Христа крестьяне отмечалали Самайн – «конец лета», и связано это было с культом предков. Самайн помогал почувствовать связь с прошлым. В те времена тьма спускалась на землю рано, ночи становились долгими, а люди зависели от сил природы и своих собственных предрассудков. Мир мертвых в их воображении наполнялся магическими силами, и колдовские рати из пещер спускались по склонам холмов. Пророчества в ночь Самайна имели особенную силу. И, чтобы отпугнуть злых духов, люди рядились в их обличье. Деревенские жители в масках с изображением душ умерших в своих шествиях уводили нечисть за пределы селений, а добрым духам выставляли еду и вино. Самайн был праздником всей общины и знаменовал начало нового года, а потому выплачивались долги, возобновлялись соглашения об аренде и владении недвижимостью, покупались и продавались скот и земля. Приносились в жертву животные, а то и преступники, приговоренные к смерти. 1 ноября в средние века также было распространено сожжение на кострах кошек в плетеных корзинах. Ритуалы передавались из поколения в поколение из уст в уста, и потому современный Хэллоуин ежегодно славен парадами нечисти, гаданиями, использованием магии духов и огня.
Яблоко – символ любви
Обряды с яблоками пришли позже и из другой части мира. До Рождества Христова римские легионеры завоевали большую часть земель и привнесли в этот праздник свои традиции. Яблоко служило символом любви и плодородия. 1 ноября, в день созревания яблок, орехов и винограда, согласно преданиям, нимфа Помона увлеченно работала в саду. Влюбленные в нее сельские божества Сильван, Пик и Вертумн часто меняли свое обличье, чтобы обратить к себе ее благосклонность. Вертумн оказался особенно находчивым и, превратившись в пожилую женщину, разговорил нимфу. В ходе беседы сбылось давнее пророчество, и Помона влюбилась в юного бога. Праздник этот совпал по дате с Самайном, и слился с ним воедино. Потому подношение орехов и яблок, а заодно гадания на суженого, - неотъемлемая часть Хэллоуина.
День всех святых
В начале новой эры произошло иное смешение традиций, и языческие обычаи вступили во взаимодействие с христианством. Расчетливые священники превратили Самайн в День всех святых и День поминовения. Эти празднования связывают с именем папы Бонифация IV, который в 609 году переосвятил римский храм Пантеон как церковь Святой Девы Марии и мучеников. В VIII веке папа Григорий III утвердил датой празднования 1 ноября, чтобы чтить память святых собора Святого Петра. Это было попыткой Церкви ассимилировать языческие обряды. Церковь побуждала поминать мертвых не жертвоприношениями, а молитвами, и прихожан учили печь небольшие сладкие булочки – «хлеб для усопших». Его раздавали беднякам, которые должны были молиться за души мертвых своих благодетелей. Со временем обряд стал популярным, мальчики и парни ходили из дома в дом, распевали колядки, но просили не «хлеб для усопших», а эль, еду и деньги. В 998 году настоятель бенедиктианского аббатства в Клюни способствовал, чтобы День поминовения был официально внесен в церковные книги.
Живучесть праздника
Из всех дней именно 31 октября в 1517 году выбрал Мартин Лютер, чтобы начать Реформацию, которая бы заставила отказаться от празднования Хэллоуина. Была выдвинута новая концепция отношений человека с Богом. Католики-фанатики вознамерились взорвать палату лордов в день открытия сессии парламента – 5 ноября 1605 года. В последнюю минуту план был сорван. Парламент в 1606 году постановил 5 ноября ежегодно праздновать победу протестантов над католиками, и, соответственно, служить молебны. И вот тогда стали выносить к кострам выдолбленные тыквы с вырезанными на них гротескными лицами. И начались «ночи проказ» по всей Северной Англии.
Обряды и привидения
Импы (бесенята, зловредные духи), феи, тролли бесчинствовали. Фермеры запирались в домах, боялись ходить поодиночке. В домах не редкость было увидеть призрак предков. А некоторых особо впечатлительных якобы одолевали духи, вселяясь в тело, и творя с ним, что захочется.
В полночь девушки выстраивались у зеркал. Каждая по очереди проводила гребнем по волосам, и в зеркалах появлялись отражения суженых. А мокрые рубашки, оставленные на ночь, к утру находили с подвернутыми рукавами – верная примета быть замужем.
Четыре стихии – вода, земля, огонь и воздух - были задействованы во всех магических ритуалах. Свечи, колодцы, потоки воды, а также яблоки и орехи- из римских традиций. Женщины очищали с яблок кожуру, и появлялась форма буквы, с которой начиналось имя суженого.
Мужья ловили в одночасье своих жен, когда те, якобы собираясь на шабаш, сбрасывали кожу и превращались в ведьм, и поутру общественность недоумевала, почему та или иная женщина хромает и прячет лицо.
Шотландцы носили маски, выходцы из Африки практиковали вуду, голландцы Нью-Йорка устраивали маскарады и масленичные гулянья, все это сотворило пестрый ковер общих суеверий и обычаев.
Тыквы
Ирландские обычаи сыграли заметную роль в мифологии американского Хэллоуина. Ярко – оранжевая полая тыква с вырезанным на ней оскалом стала сувениром. Сельские жители Ирландии нередко освещали себе путь в темноте фонарями, выполненными из репы или свеклы. Наведываясь из дома в дом в Хэллоуин, изображали на тыквах гоблинов, вырвавшихся из мира мертвых. Фонарь представлялся неким таинственным огнем, появившимся из ниоткуда по неведомой прихоти. А все блуждающие огоньки были как бы душами усопших.
У ирландцев есть легенда о скупом Джеке, который перехитрил явившегося за ним Дьявола, заставив превратиться его в шестипенсовую монету. Джек положил ее в карман и взял с Дьявола слово не приходить еще год. Когда же Дьявол вновь вернулся, Джек указал ему на сочное яблоко, висевшее высоко на дереве. Дьявол полез наверх, а Джек тем временем вырезал на дереве крест. Дьявол попал в ловушку, и пообещал в обмен за свою свободу не являться к Джеку еще 10 лет. Вскоре после этого Джек умер и вознесся на небеса, однако святой Петр, зная скупость старика, закрыл перед ним райские врата. Джек попал в ад, но и там оказался нежеланным гостем – Дьявол не хотел нарушать своего обещания и не слишком-то уж хотел общества Джека. В наказание злобный скряга был приговорен скитаться по земле с фонарем из выдолбленной репы, внутри которой горел уголек адского пекла. В Америке иммигранты - ирландцы были приятно удивлены размером тыкв и легкостью, с которой вынималась сердцевина. Так тыквы - Джек-фонарь с кривозубым ртом – быстро заменили репу.
Черные кошки и совы
Черная кошка в Европе устойчиво ассоциировалась с ведовством, потому что кошки – любимицы ведьм. То есть, зверьки с весьма зловещей репутацией. С помощью кости черной кошки можно было приворожить или сделать обладателя невидимым, исполнить все его желания. Найти черную кошку труда не составляло, а вот нужную кость – задача не из легких. Для этого кошку варили на кладбище, бросали ее кости в проточную воду, и смотрели, какая из костей поплывет против течения – «та самая». Можно также было отделить кошачью плоть от костей и поочередно брать их в руки, и когда вы коснетесь нужной кости, раздастся кошачий крик.
Сходной славой пользовались и совы. В Средние века их считали воплощением злых духов, пожирающих души умирающих. Уханье совы означало чью-то неминуемую кончину, а скорбный крик и полет в ночи создали дурную стойкую репутацию. Чтобы заставить сову замолчать, техасцы бросали соль в пламя. В Алабаме соль посыпали на совок и ставили его на огонь. На Юге верили, что воткнутый в дерево нож отводит беду. Выворачивали наизнанку карманы, переворачивали обувь, завязывали узелки на кончиках простыни – все это против совиного крика.
Светский дебют
Конец XIX века стал периодом расцвета американской журналистики. Новые периодические издания были востребованы у женщин, в них описывали моду, светские новости и литературу. И Хэллоуин, разномастный по традициям и обрядам, превратился в «новое викторианское празднество». Дамы обсуждали фасоны платьев, планировали сценарии праздника загодя, придумывали блюда, антураж комнат, текст пригласительных открыток и подарки. Были написаны сотни романов, отображавших праздничную ночь и все, что с ней связано. Игры в гостиной и вечеринки с обрядами и гаданьями стали светскими развлечениями. Молодежь устраивала праздник Золушки (с играми сбора решетом просыпавшейся кукурузной муки) или праздник Черной кошки (чтобы избавиться от невезения, в доме повсюду расставлялись раскрытые зонтики и приставные лестницы). Праздник Матушки Гусыни и создание «дома с привидениями» стали неотъемлемой частью светских вечеринок. Хэллоуин превратился в нестрашный, детский и взрослый, масштабный праздник. С 1936 года в центре Нью-Йорка на главной Центральной аллее парка Манхэттена организовали парад в 300 тысяч человек. Праздник взял в плен города и городишки, перестав быть ночью романтических гаданий в скромном уголке. Но вместе с тем появились и проблемы.
Правопорядок
Разрушительный характер Хэллоуина принял фантастические масштабы. На своем пути, забавляясь, люди опрокидывали сараи, ограждения для скота, начались кражи, поджоги, порча имущества. Власти не на шутку обеспокоились. Придумали общественную уборку листьев, подписывали контракты с мальчишками о правопорядке, устраивали поощрительные обеды для самых дисциплинированных. Но проблема вандализма по-прежнему оставалась острой, ложных пожарных тревог не уменьшилось, шины прокалывались. И неизвестно, что было бы дальше, но началась война, и праздник был вынужден к ней приспособиться.
В период войны официально Хэллоуин был отменен. Но, столь любимый американцами, после победы вновь возродился, и в 1947 году казна расщедрилась на 365 долларов 68 центов, даря детям бесплатные кинопоказы. К 1950 году Америка пережила невиданный доселе всплеск рождаемости, и праздник с улиц перекочевал в семьи и школы. В Хэллоуин дети мечтали быть напуганными, взрослые проявляли чудеса изобретательности, чтобы угодить чадам. Возвратилась благотворительность, походы друг к другу за угощениями, «дома с привидениями», маски, переодевания.
Если бы Хэллоуин не был связан с непредсказуемым и незримым миров духов, вряд ли бы он сохранился до нашего времени, пройдя огромный путь трансформаций и перемен. Сегодня Хэллоуин дарит уникальный, бесконечный простор нашей фантазии. В ночь на 31 октября мир меняет свое лицо, переворачивая все с ног на голову. Привлекательное становится пугающим, химеры и мертвецы оживают, обычное делается необычным. Дети восстают против взрослых. Взрослые творят, что им заблагорассудится. При этом праздник магии и тайны, которого ждут и к которому готовятся, настоящий коктейль из традиций и культур, однажды став американским, таким остается и по сей день.