Зайцы оккупировали магазины Мангейма. / Фото: Елена Рыковцева

Жалко ли Церкви делиться Пасхой?

Общество

Кстати, эта привычка у меня еще с советских времен, когда церковь, между прочим, была отделена от государства на самом деле,  а не понарошку, как сейчас. Мои родители долго хранили раскрашенное мной яичко, где фломастером я выписала слоган: «24 апреля – день Всесоюзной Пасхи».

Я думала, этот человек обрадуется, что церковные праздники прочно вошли в жизнь всех категорий граждан, безотносительно к их отношениям с верой. А он насупился! Он стал жадничать! Он сказал, что это неправильно – соблюдать церковные традиции, не посещая при этом церковь! Мол, нечего «бесплатно» пользоваться  нашими праздниками.

Я удивилась и расстроилась. Как же так? Он один такой, или им всем жалко для нас своего праздника? Ведь подумайте: Пасха – это целая индустрия. На продаже  яиц, красок для них, фарфоровых куриц, в крылышки которых мы эти окрашенные яйца красиво раскладываем, а также куличей, «Кагора»  и прочих атрибутов пасхального стола,  магазины за считанные дни делают квартальные планы! Так может, церкви еще и ввести процент отчислений в свою пользу с этих продаж?  Мол, наш праздник – с нами и делитесь. А не хотите делиться – продавайте товары строго по религиозной принадлежности. Ну, в паспорте она не записана, так пусть кассир хоть для порядка спрашивает: «Веруешь? Кулич твой».

А теперь перенесите эту схему на страны Запада. Здесь пасхальная истерия, полагаю, перекрывает нашу в разы.  К примеру, Пасха в Германии – это миллионы и миллионы зайцев.  Шоколадных, деревянных, картонных, керамических… Все они прут милые цветочки и корзинки с крашенными яйцами. Удержаться от того, чтобы не купить этого зайца, невозможно. Мой чемодан (а я впервые оказалась здесь в пасхальную неделю) набит ими битком. Причем – обратите внимание –  расхватываю последнее. «Пасхальные» полки в магазинах почти пусты. Хотя все еще можно оторвать, допустим, пакетик с искусственной травкой, которой вы украсите тарелки с пасхальными сластями, ну, и разного рода шоколадной символики тоже еще хватает. А так – люди (которые не туристы) к Пасхе подготовились задолго до 31 марта, ее официальной даты.  Цветочно-яично-заячьи инсталляции – не только в магазинах. Они на всех «жилых» подоконниках – изнутри и снаружи.  Но вы спросите немца: а почему именно заяц – символ вашей Пасхи? Он вам  ответит: «Понятия не имею. Надо заглянуть в Гугл».  (Собственно, и русский , скорее всего, полезет в поисковик, если его спросить: почему Пасху символизирует именно крашеное яйцо).

Еще глупее спрашивать немца: пойдет ли он в Пасху в церковь? Нет, конечно, можно найти такого, который пойдет, но судя по количеству народа в этих церквях в Пасхальное воскресенье, для этого нужно будет очень постараться.

То есть Пасха отмечается в Европе так же массово, как и Рождество, вовсе не по причине тотальной религиозности населения, а по причине того, что люди любят праздники, а эти особенно, потому что очень теплые, очень семейные и очень красивые. И если их подарила им Церковь – это хороший повод лишний раз сказать ей «спасибо». Хотя, в контексте разговора, приведенного выше,  выходит, что «спасибо» ей надо говорить за то, что не запрещает их праздновать. 

Кстати, сметливые русские люди уже давно растянули себе не только новогодние праздники, присовокупив к ним с декабрьского конца европейскую рождественскую неделю. Они уже и по две Пасхи празднуют запросто. А с учетом того, что в этом году разрыв между католической и православной составляет больше месяца – праздник получится особенно долгим.  С чем обе Церкви, считаю, можно поздравить.

amp-next-page separator