Верной дорогой пошел я, товарищи! Дмитрий Жемчужников ни разу не пожалел, что стал учителем. / Фото: «Вечерняя Москва»

Дмитрий Жемчужников: Ловлю парусами встречный ветер

Общество

Под руководством Дмитрия Жемчужникова школяры учатся стрелять по зайцам и мстить за хомячков.

Дмитрий Григорьевич, обычно дауншифтеры — те, кто хочет и может себе позволить отдохнуть от офисной рутины — ударяются во фриланс или уезжают в Гоа. Почему же вы избрали тернистую учительскую стезю, где нервничать приходится побольше, чем на любом совете директоров?

— Очень просто. 23 августа 2007 года у меня родился младший сын. А старшему через неделю предстояло идти в первый класс. И так совпало, что мне как раз предложили работать в школе. Я понял, что хочу проводить со своим ребенком больше времени. Жалею, что не сделал этого раньше.

Сколько потеряли в деньгах?

— Раз в семь-восемь. Тогда зарплаты были смешными, тысяч 20. Но я подрабатывал программированием.

А этот прекрасный компьютерный класс тогда уже был?

— Стояло полдюжины радиоактивных «гробов»-мони торов, каждый раз половину компьютеров было невозможно запустить. Ну что же, когда всего вдосталь, это даже неинтересно. Я же менеджер, а управление — всегда работа на ограниченных ресурсах. Компьютер не тянет Microsoft Visual? Прекрасно, я стал учить программировать на JavaScript, которому ресурсов не нужно. А сам потихоньку обновлял технику.

Ремонтировал, что-то приносил из дома, что-то подкидывали друзья. Года через три я смог вздохнуть, отложить паяльник и сказать: теперь мы можем делать, что хотим. И тут начались инвестиции в образовательный процесс...

Сейчас у нас два кабинета информатики (в одном проводятся интегрированные уроки), класс для начальной школы, оборудованный макбуками, ноутбуки для учителей, интерактивные доски.

Каково было работать без опыта?

— Первые полгода выезжал только за счет энтузиазма и, наверное, харизмы — опять же чисто менеджерских качеств. Уроков запорол массу. Постепенно начал понимать, что детям надо не стесняться повторять одно и то же по три и по четыре раза, а если надо, то и по четырнадцать. Не надо надеяться, что они будут заниматься самостоятельно: это превратится в списывание.

Я если и даю домашние задания, то в виде творческих проектов. Причем по три-четыре варианта на класс. Одно — для ребят с абстрактным мышлением, другое — для зубрил.

Одному — придумать сюжет для игры, другому — подобрать картинки из Интернета и сделать презентацию, но так, чтобы использовать те инструменты, которые изучаются на уроке.

А потом пришел к своей методике. Что в компьютере дороже всего детям? Игры! Почему бы каждому ученику не написать собственную игру? Обязательное условие — чтобы было много движущихся объектов, стрельба, кутерьма, динамика. Это развивает аналитическое мышление и системный подход, помогает связать все этапы изучения программирования наглядной практической личностно значимой задачей. А про мотивацию и говорить не приходится. Что может быть круче, чем выложить ВКонтакте свое творение? И понять, по какому принципу строятся любимые стрелялки? Кстати, хотите сыграть в какую-нибудь из наших игр?

«Давненько не брала я в руки шашек»... Ух ты, «Dead Mazay: Зайцы на подходе», «Томат и Джерри: Отомсти за хомячка»... Уже здорово! Только чтото он у меня, кажется, дурит...

— Кто «он»? Я детей с 5-го класса приучаю: заговорят о компьютере как об одушевленном существе («что-то он у меня начал...»), объявлю бойкот на три дня. Ошибиться может только пользователь. Сосчитайте до пяти и вспомните, что вы сделали не так. Выбрали игру? Давайте поохотимся на алгеброидов. Эти монстрики сбежали из космического зоопарка, их надо рассадить по клеткам. А для этого определить, по графику какой функции они движутся.

Ну Супергуша Пугливая. То взлетает, то как в яму проваливается...

— Значит, парабола. Так и быть, подскажу общий вид функции и программную реализацию. Вот Супергуша и в клетке. Математика оживает, становится ясно, зачем она нужна. Школьный курс, к сожалению, слишком абстрактен. А если подключить физику, сделать поправку на силу трения и силу тяжести... Я скоро закончу портал дидактических игр для учителей по разным предметам.

Физикам или словесникам приходится постоянно доказывать, что их предмет нужен. А с информатикой, наверное, проще? Компьютеры — наше все...

— Скорее, в этом сложность. Во-первых, технологии меняются так быстро, что мы не успеваем прочесть про обновления, не то что изменить программу. Если вы преподаете по одному поурочному тематическому планированию больше двух лет, надо срочно уходить в творческий отпуск на год и повышать квалификацию. А во-вторых, техника совершенствуется, а понимание слабеет. Люди не хотят разбираться в том, как все устроено. Для детей становится открытием, что стиральная машинка — это тот же самый робот, только ногами не ходит. Не говорю уже про умение добывать и запоминать информацию. Учителя часто приходят ко мне с просьбой отключить Wi-Fi в школе: «Хотим проверить, что ученики на самом деле знают».

Моя задача — научить тому, что будет актуально и через пять лет, когда нынешние гаджеты отправятся в помойку.

Потребительство и восхищение цацками — это как встречный ветер для корабля.

Его надо поймать в паруса и так их развернуть, чтобы поплыть галсами, против ветра.

Что, красиво я сказал? Ау, Мария, вы меня слышите? Мария, оторвитесь от монитора! Кто мне тут говорил, что уже «вырос из компьютерных игрушек»?

СПРАВКА

Дмитрий Жемчужников родился в 1975 году. Окончил Государственный университет управления. Учитель информатики, экономики и математики в школе № 1220. Аспирант кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета. Победитель конкурса «Педагог дополнительного образования Москвы» (2011), дважды лауреат Гранта Москвы (2010, 2011), абсолютный победитель конкурса «Мой лучший урок» (2010).

amp-next-page separator