Топор, 3 пистолета и набор дамских сумочек нашли полицейские в остановленном авто в Москве. / Фото: РИА «Новости»

Пешеходные зоны Москвы ждут изменения

Общество

В небольшом Соловецком скверике на Лубянской площади от жары прячутся усталые москвичи. В тени дерева на газоне расселась группка молодежи. Кто-то делает в блокноте архитектурные наброски, кто-то ковыряется в планшете, попивая ледяной чай из ближайшей кофейни, все активно что-то обсуждают.

- Понимаете, мы не можем полностью сделать центр пешеходным, просто убьем трафик и будет коллапс, - декламирует высокий студент. Фраза режет слух, но сразу становится понятно, что это не типичные хипстеры, обсуждающие предстоящую вечеринку на открытой веранде. На самом деле это участники воркшопа, организованного институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». В ходе своей работы, рабочая группа, в которой, к слову, принимают участие и представители столичного департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры,  собирается исследовать улицу Мясницкую и Лубянскую площадь, чтобы на их примере понять, как развить и благоустроить пешеходное пространство, не повлияв на городской трафик в центре.

- Да в этом не обязательно участвуют студенты «Стрелки», в основном это заинтересованные люди, которым есть что сказать и предложить. Я уже давно занимаюсь исследованиями городского пространства, общался и с ребятами из «Городских проектов», здесь мне также интересно почерпнуть опыт, - объясняет мне один из участников.

Нерусские

Все ждут появления в сквере Федерико Паролотто и Пабло Форти - профессиональных городских исследователей из итальянской компании Mobility in chain. Основной фигурой здесь является Федерико, которого часто приглашают как эксперта в области транспорта во многие крупные градостроительные проекты в разных странах. Он регулярно читает лекции, а в прошлом году стал членом Научного комитета нового устойчивого транспортного генплана Милана.

Наконец откуда-то незаметно для всех на газоне появляется высокий кудрявый и черноволосый итальянец с айпадом под мышкой и большим блокнотом, торчащим из кармана пиджака. Его тут же обступает толпа и следует за ним как утята за мамой.

Мы пытаемся перейти Лубянский проезд по наземному переходу, но автомобилисты не обращают на нас никакого внимания и проносятся мимо. Наконец один из них останавливается и терпеливо ждет, пока вся толпа переберется на другую сторону. Прямо посередине нас пытается остановить подвыпивший горожанин.

- Не, ну вам чё прикурить жалко дать что ли?! Але! Нерусские совсем?! – недоумевает выпивоха, услышав, что общение в группе происходит на английском.

Итальянцы в социалистическом прошлом

Федерико Паролотто долго стоит у подземного перехода под Лубянской площадью.

- Вот видите, здесь предпочли сделать подземный переход, хотя пространство площади не задействовано никак, - итальянец объясняет, что центр площади, можно было бы «отдать» людям и сделать здесь наземный пешеходный переход.

Студенты фиксируют все предложения в своих блокнотах, а полевое исследование Мясницкой продолжается. Федерико параллельно рассказывает, что Россия – это типичная страна с социалистическим прошлым, где большие дороги и многое сделано в первую очередь для машин.

Мы идем по узкому тротуару в промежутке между цепочкой припаркованных авто и магазином «Библио-глобус». Группа явно не помещается, постоянно останавливается, слушая итальянцев. Прохожим приходится буквально протискиваться мимо.

- Тротуар здесь можно было бы немного расширить. А если убрать одну полосу для проезда и перенести парковку на ее место, то осталось бы пространство и для велодорожки. В таком случае машины, если бы они, конечно, не вылезали на велодорожку, служили бы для велосипедистов естественным заграждением, - рассуждает Федерико, параллельно указывая на пешеходный переход, который в этом месте, по его мнению, слишком длинный. Как раз в этот момент на него выходит старушка и стоит в нескольких метрах от бордюра, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Федерико тут же добавляет, что как раз это пространство перехода и получается бесполезным, ведь машины не ездят прямо вдоль бордюра из-за расположившейся там парковки.

Свободу Лубянке

Всю прошлую неделю шли полевые исследования и лекции и в пятницу наконец-то настал день подведения итогов. Участники воркшопа разбились на несколько групп и разработали собственные проекты по улучшению пешеходно-транспортной инфраструктуры в районе Мясницкой.

Через огромное окно, занимающее всю стену, просторную студию заливает солнечный свет. В центре комнаты большой стол, заставленный ноутбуками и мерцающими экранами, вокруг ютятся участники и спешно дорабатывают или повторяют свои выступления. В глубине зала на внушительных размерах мониторе показана Лубянская площадь.

Трое девушек поочередно рассказывают про свой проект, в котором они решили сделать упор на зонирование площади и прилегающего к ней Соловецкого сквера. Основная идея заключается в том, чтобы открыть доступ для людей к центру площади, которая сейчас никак не задействована, и озеленить ее. При этом автомобильные потоки не сильно пострадают.

Благие, но утопичные идеи

Следующая рабочая группа сконцентрировалась на самой Мясницкой. Они измерили ширину улицы и предложили разные варианты размещения полос. Здесь ребята учли интересы автомобилистов, общественного транспорта, велосипедистов, пешеходов, а также продумали парковки. Во всех предложенных комбинациях в большей или меньшей степени требовалось значительное сужение проезжей части.

Самый нестандартный вариант решения проблемы с пешеходными зонами разработала группа, презентующая свой проект последней. Участники предлагают в первую очередь выделить наиболее значимые здания на Мясницкой, а исходя из этого, обеспечить к ним подъезд и доступ. По сути, идея в том, что парковку вдоль бордюра нужно убрать, а оставить ее только около наиболее значимых зданий. В этом варианте проезжая часть также значительно сужается, а в дополнение ко всему становится извилистой.

Департамент взял на карандаш

Пока в департаменте транспорта Москвы не успели определиться с тем, какой из представленных проектов будет реализован осенью, но о том, что это случится, было заявлено представителями департамента в самом начале воркшопа.

- Понимаете, во всех предложениях есть свои плюсы и минусы. Большинство из них в современной ситуации реализовать практически невозможно и в любом случае необходимо тщательно со всем ознакомиться, но идея с зонированием Лубянской площади и предоставления пешеходам пространства в ее центре вполне здравая. Насколько мне известно, сейчас уже активно обсуждается реорганизация пространства вокруг политехнического музея, - поделилась выпускница института «Стрелка», представительница департамента транспорта Москвы Дарья Сюзёва.

Уже после окончания воркшопа, его участники долго не расходились, видимо, обсуждая свои следующие проекты.

amp-next-page separator