В отношениях деньги – товар – деньги всегда очень много человеческого
В советскую пору продавцы все как один были «профи» и делились разве что на «магазинщиков» и «рыночников». Сегодня подобных категорий значительно больше: кроме «профи», появились еще продавцы на время, лоточники, работающие по совместительству…
«Вечерка» решила выяснить типажи современных продавцов и составила четыре мини-портрета современных продавцов.
Профессионалы не могут без улыбки
Продавцы многочисленных магазинов в центре города на контакт не шли ни в какую. Но Марина Ткач – продавец из «Евромикса» на Маросейке – согласилась поговорить сразу. Даже ломаться не стала.Москвичка. Окончила торговый техникум еще в советское время. В перестройку открыла собственный обувной бизнес. И достаточно успешно занималась им двадцать лет вместе с мужем.– А когда в Москве около каждого метро стали открывать обувные центры, мы решили с мужем закрыть свое дело, – охотно рассказывает Марина, – и вот я здесь работаю продавщицей. Жалеть о прошлом – не в моем характере, – улыбается она, – и потом – я же своей профессии не изменила. Магазин у нас хороший. Продукция, в основном, предназначается женщинам – верхняя одежда, белье, аксессуары.…Блямкает колокольчик входной двери. Марина мгновенно поворачивается к потенциальным покупателям, видимо – маме и дочке:– Девочки, обратите внимание на сарафаны, модные принты этого лета, 34 размер, любой сарафан – минус 30 процентов. Так что считайте выгоду.– Наши покупатели – офисные работники, – поясняет она нам. – Мы с ними живем дружно. Хамство, грубость – это не про нас.– Марина, а есть секрет – как заинтересовать современную женщину, узнавшую ассортимент и обхождение в европейских магазинах?– Надо расположить к себе человека. И тут важна культура: надо поздороваться, улыбнуться, комплимент сделать, ведь каждый человек, а особенно женщина, привлекательна.– И это действует?– Безотказно, правда! – Марина вновь улыбается, но не мне, а покупательницам, несмотря на то, что сарафан они так и не приобрели.Марина говорит, что обманывать клиента – последнее дело. А еще – большая глупость: он же просто к вам никогда больше не придет. И насильно заставлять покупать нельзя, хотя сегодня это случится. А зря: ведь если посоветовать клиентке платье, которое подчеркнет, а не скроет недостатки ее фигуры, она потом все равно это поймет и за три версты будет обходить ваш магазин. И к чему нужна такая сомнительная слава?И ведь как тут не согласиться, подобные истории со всеми из нас случались…
Креативщики в цене
А вот Евгения Замулло работает в торговле чуть меньше, но все равно много – 13 лет. Ей 33 года, 6 из которых она трудилась в ресторане, 7 – занималась непосредственно продажами. Говорить о профессии для Жени – что песню петь:– В ресторане я работала как официанткой, так и менеджером смены. Знаете, официант – это ведь тоже торговля: у тебя заказывают суп, а к этому ты еще предлагаешь салат, к которому, в свою очередь, дополнительные ингредиенты, в результате вместо заказа на 200 рублей посетитель заказывает на 600... После 6 лет работы в ресторане у меня был перерыв, а потом увидела в своем родном городе объявление− нужен был продавец, таким образом я ушла из ресторанного бизнеса. А потом пошла в «свободное плавание». Этот магазин я приобрела два года назад, мне очень понравилось помещение – тут были голые стены, а на полу стояли картины, я влюбилась в это место, а потом оказалось, что помещение сдается, и просто надо было придумать, чем заниматься. Бессонная ночь, размышления, мысли..В ту бессонную ночь она «скреативила» идею магазина «Штучки ручками». Теперь тут продаются вещи, выполненные в технике «handmade»: кольца, лампы, серьги, игрушки и еще очень много интересных поделок. Что сделано руками – то сделано и сердцем. Поэтому в магазине атмосфера – почти домашняя. И уходить отсюда не хочется. Внимательный покупатель заметит, что все цены тут заканчиваются на «8»: это неспроста – это число привлекает деньги.Работать в торговле Жене нравится:– Для меня это удовольствие, тем более люди сюда заходят обычно творческие и интересные: всегда с ними разговариваем за чашечкой кофе, некоторые их идеи беру на вооружение. Любая работа − это опыт, как жизненный, так и рабочий. Например, когда я работала в ресторане, начальница учила нас маленьким хитростям, которые я использую и в повседневной жизни…Уходить из «Штучек» не хочется. Но что делать! На пороге спрашиваем Женю – а на работу по каким критериям принимаете? Она тут же превращается в строгого директора:– Критерия у меня три: жизнерадостность, позитивный настрой, а самое главное – чтобы глаза горели.
Временные становятся постоянными
В летний сезон количество продавцов-консультантов, так называемой «текучки», значительно увеличивается. Яна Алексеева учится в МХПИ, на факультете дизайна среды. Сессия кончилась – и она пошла поработать:– В «TopShop» я устроилась на лето. Мне нравится эта марка, устроиться именно сюда решила давно. Все было просто: заполнила анкету, мне позвонили. Потом был период стажировки. Теперь работаю продавцом в зале.«Топшоповцы» – народ суетливый, сама энергия. Как говорит Яна, коллектив очень дружный, «тут весело, а за это еще и деньги платят». Но долго это не пролится:– Лето кончится – придется уйти. Совмещать университет и работу будет сложно, а учеба сейчас – это главное. Но мне тут так нравится, что думаю вернуться сюда, когда буду на старших курсах…Удачи, Яна! Посмотрим, как сложится. Ведь многие из тех, кто приходят в торговлю на время, остаются в ней навсегда.А вот Наталья Измайлова попала в «EKE People Store» в сущности случайно, а теперь кажется – был в этой случайности перст судьбы.– По профессии я инженер-конструктор. Должна бы, наверное, проектировать машины, но меня больше тянет к искусству. Все началось и правда со случайности: мои друзья работали в бутике «Lanvin» в Сергиевом Посаде. Поработала там некоторое время, потом ушла, писала картины на пару с другим художником. А когда переехала в Москву, наткнулась на этот бутик, он мне понравился, теперь работаю здесь стилистом-консультантом. Я сама шью и занимаюсь дизайном одежды, поэтому подбирать вещи для других мне интересно.Магазин в котором трудится Наташа можно маркировать «20 плюс»: цены тут в районе 7 тысяч за вещь, поэтому молодежь тут – редкий гость. А приходящие – не всегда точно знают, что нужно. И тут-то на помощь приходит Наташа:– В этой работе больше всего мне нравится именно то, что я могу кому-то помочь. Это очень творческая работа. Я чувствую, как набираюсь опыта, да и друзей своих уже одеваю. Конечно, всю жизнь я стилистом работать не буду. В планах – заняться дизайном одежды, даже выпускать что-то самой. Но пока я учусь, набираюсь опыта, а эта работа этому очень способствует. А еще, конечно, обожаю коллектив. Мы настоящая семья.Коллега Натальи, Марта Андрианова, тоже с выбором профессии определилась не сразу. Сначала училась и подрабатывала в скейт-шопе. После окончания института устроилась по профессии – дизайнером интерьеров. Через год поняла, что ее тянет к моде и стала стилистом-консультантом:– У нас свой маленький «Модный приговор»: человек приходит немного растерянный, а уходит счастливый, благодарит, потом снова приходит. Иногда с ним общаешься уже на «ты», как с другом! Наша задача – научить клиентов любить себя, правильно себя подавать.
Рынок как мерило честности
Улыбчивому Кариму Набиеву 22 года. Он два года торгует на рынке и составил свой «кодекс чести продавца». Мы собираемся купить у него дыню. Выбирает он ее – точно невесту. Чтоб такая нашлась – ах!– Я открыл этот магазин сам, никто не помогал! Приехал из Таджикистана, заработал начальный капитал и теперь у меня есть собственная лавка. Фруктами и овощами, которые продаю, я горжусь. Они у меня самые свежие и чистые, никаких нитратов и нитритов, если что-то лежит больше трех дней − выкидываю. Но обычно до этого дело не доходит, у меня раскупают быстро. Поставками я занимаюсь сам, никому не доверяю, все закупаю в родных странах, никакого обмана. У меня есть постоянные покупатели, разве это не доказывает, что у меня самая лучшая продукция?!Рассказывая о себе, Карим находит-таки дыню для нас – самую лучшую – и комментирует:– Ах, какая! Надо чтобы она не очень крупная была мягкая, но не слишком, и чтобы пахла, пахла!Взяв одуряющее ароматную дыню, берем еще и черешню – Карим советует. Забегая вперед, признаемся: фрукты были дивно хороши, не зря Карим нахваливал. Но стать постоянными покупателями у нас вряд ли получится:– На следующее лето работать тут не планирую − женюсь, уеду обратно на родину. А с магазином не знаю, что будет. Может, найму помощника, а может еще что-то…… Сгибаясь под тяжестью дыни бредем в сторону редакции. Златозубый узбек предлагает нам купить каких-то солений; что отказались – явно недоволен. Но настроение нам не испортить! Ведь главное, что мы уяснили для себя сегодня, это – неписаный закон экономики: в отношениях деньги – товар – деньги все равно остается очень много человеческого!
А КАКИХ ПРОДАВЦОВ ПОМНИТЕ ВЫ?
Эмилия Иовчева, москвичка:
– У нас в доме на Смоленской набережной было два потрясающих магазина: «Машенька» – куда все ездили покупать школьную форму, и «Продукты». В «Машеньке» всегда советовали, какое платье лучше взять, какое лучше скроено. А в «Продуктах» резали масло леской, а поскольку всех покупателей знали, аккуратно снимали по углам заветренные края. Мясник Толя всегда пашину оставлял и хорошую свинину. Просто, как «для своих». А когда сыр бывал хороший, продавщица Руфина – старая, всегда улыбающаяся, советовала: возьмите сыр, он к вину хорош. Было мило и по-домашнему.
Владимир Кузьмин, экономист:
– В Чертанове была булочная на углу Балаклавского, там булочки продавали по 3 копейки, очень вкусные. Их упаковывали в целлофан, они почти не сохли, но пожилая, полная продавщица всегда говорила – свежие или нет. А когда мама посылала меня в магазин на Чертановскую, я до бесконечности смотрел на банки консервов, сложенные треугольными горками, и думал, почему эти консервы никто не ест? Ведь годами так и стоят. И никто их никогда покупать не советовал, потому что продавцам универсама было совершенно все равно. А сейчас советуют обычно.
Ирина Сапегина, участковый врач:
– Странно, но самым любимым моим магазином был «Океан» на «Ждановской», ныне ставшей «Выхино». Там было столько рыбы, так интересно ее было разглядывать! Мы с мамой покупали ледяную – она была дешевой тогда, не то что сейчас. И треску хорошую. Там продавщица работала, не знаю, как ее звали, она всегда заворачивала рыбу в бумагу и подкладывала туда специально напечатанные рецепты, что лежали в магазине, и еще советовала: хек лучше в кляре сделать, карпа – фаршируйте, щуку – на котлеты. Жалко, таких магазинов больше нет.
Дарья Самошина, стоматолог:
– Меня столько раз обвешивали, что я и думать про этот праздник не могу. Хоть на рубль, да обдурят. Это у торговцев – в крови. Не знаю, хороших не встречала, ей-богу. С тех пор, как появились супермаркеты, стараюсь покупать только расфасованные продукты, чтобы не вступать в личные отношения с продавцами. И воду в сметану льют, и просроченные продукты подсовывают, и сахар в мешках у воды держат, знаю я все эти уловки. Сорок да соро – рупь сорок, вот так и считают…
КСТАТИ
С развитием рыночных отношений профессия продавца стала крайне востребованной. В средние века торговали преимущественно мужчины, в настоящее время это считается традиционно женской отраслью.
СПРАВКА "ВМ"
День работника торговли начали отмечать в 1966 году, в Советском Союзе. У этого дня нет точный даты, праздник отмечается каждое четвертое воскресенье июля. Есть и еще одна памятная дата− Всемирный день справедливой торговли, его отмечают во вторую субботу мая.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Торговля будет работать в другом формате. И это произойдет в ближайшем будущем
Алексей Немерюк, и.о. руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы:
– В сфере потребительского рынка в Москве сейчас трудятся почти 1,5 миллиона человек. Это один из самых многочисленных отрядов работников. Но надо признать, что школа для воспитания и создания профессиональных кадров для сферы торговли у нас сегодня, к сожалению, работает не на полную мощность.
На позиции продавцов сейчас берут практически всех, считая, что человек может продать и грамотно обслужить посетителей. Поэтому основные задачи — продавец должен знать свой товар, быть вежливым, культурным, опрятным...
Признаем также: некоторые предприниматели сейчас идут по пути минимизации издержек на содержание аппарата продавцов. Это явно не соответствует нашим сегодняшним требованиям.
Что касается того, какой быть торговле в будущем, она будет, конечно, работать в другом формате. Чаще станут приходить заказы на дом, через Интернет, другие сети. Тот товарный склад, который у нас работает сейчас в Бутове, имеет очень интересную концепцию. Этот микрорайон сразу действует с учетом того, что с утра, набив на холодильнике или дисплее заказ, к вечеру вы можете получить с доставкой в квартиру заказ, а деньги спишут с вашей карты. И это ближайшее будущее для всех районов.
В общем, торговля на месте не стоит. Но в будущем также останутся рынки и сетевые компании.
КСТАТИ
День работника торговли «родился» в 1966 году. С тех пор праздник отмечается каждое четвертое воскресенье июля. А во вторую субботу мая отмечается Всемирный день справедливой торговли.