16.jpg / Фото: Юрий Лепский

Господин № 11. Корреспондент «Российской газеты» получил задание прогуляться по новой пешеходной зоне Москвы

Общество

Мы перепечатываем полосу из «Российской газеты» (см. № 164 от 29 июля с.г.). И делаем это с большим удовольствием. В повседневной суете мы многого не замечаем и того, как на глазах меняется, преображается столица. Наш коллега увидел Москву неспешным и другим взглядом — нестандартным, непривычным, неожиданным. Взглядом человека, любящего наш город.

Мама возвращалась с работы, устало опускалась на табурет в прихожей , ставила на пол тяжелую сумку, авоськи и вздыхала: «Опять пришлось ехать на одиннадцатом номере». Мы с моим младшим братишкой понимали: «ехать на одиннадцатом номере» означало, что мама опять шла с работы домой пешком. То ли трамваи не ходили, то ли автобус оказался переполненным... Одиннадцатый номер — это ноги пешехода. Так называли в городе моего детства самый естественный способ передвижения человека по городу — на своих двоих.

Почему самый естественный?

Потому что исторический центр любого приличного города надо наблюдать не из окна автомобиля или трамвая, а прогуливаясь пешим ходом.

Исторический центр — это архитектура, скульптура и живописность прихотливого пей зажа. Прогуливаться в таких местах на автомобиле все равно что «рассекать» по Третьяковской галерее на самокате. Думаю, не случайно в американских городах автомобиль остается важнее пешехода: взыскательному взгляду господина № 11 там смотреть особенно не на что — у американцев не было Средних веков ни в архитектуре, ни в скульптуре, ни в живописи. В Европе пешеход, а не автомобиль должен быть хозяином, господином исторического центра.

И поскольку московская мэрия объявила о строительстве сразу нескольких пешеходных зон в столице, я насторожился: совпадают ли наши представления о том, что такое пешеходная зона? Итак, я доехал до площади с памятником Юрию Долгорукому и отправился в свой любимый Столешников переулок, где, собственно, и начиналась пешеходная зона, по которой я собирался не спеша прой ти на своих двоих. Первое, что бросилось в глаза: с площади и из переулка убрали пресловутую плитку. Вместо нее уложили разных оттенков и рисунка гранитные покрытия. Уложили в высшей степени аккуратно и профессионально.

Мало того: уложили в соответствии со строгим архитектурным рисунком. О главном в пешеходной зоне — моих но гах и глазах — здесь позаботились. Не случай но, думаю, в Столешниковом и на Кузнецком Мосту, куда лежал мой путь, закрыты на реставрацию многие фасады. Мне, пешеходу, скоро будет на что посмотреть.

Раньше, при мэре Лужкове, в начале Столешникова стоял шлагбаум. Туда, на единственную пешеходную зону столицы, пропускали автомобили.

Почему? Я несколько раз задавал этот вопрос самому Юрию Михай ловичу. В ответ он пожимал плечами и ссылался на интересы частного бизнеса.

Интересы частного бизнеса на практике сводились к тому, что по ту сторону шлагбаума оказывались дорогие иномарки с нахальными рожами хозяев. Тот же вопрос у меня был заготовлен и для Собянина.

Нынче в Столешниковом я получил на него ответ. Шлагбаум там убрали, но и машин я не обнаружил. Дело в том, что ровно по осевой линии переулка поставили фонари и лавочки. Это лишило автомобили шансов на проезд и превратило переулок в европей скую пешеходную зону, которая уравнивает всех: и владельца «Майбаха», и велосипедиста, заставляет их хотя бы временно чувствовать себя равными. И тех, и других здесь объединяют неизменные занятия пешеходов: шопинг и сидение за столиками в многочисленных кафе.

Я дошел до ресторанчика, который назывался «Венеция», и подумал, что единственный пешеходный город мира с одноименным названием научил тысячи пешеходных зон на Земле одному ценнейшему правилу: пешеходное пространство — продолжение наших домов только под потолком неба. Это следующая комната нашего жилища, может быть, его гостиная или кухня.

Это пространство, лишенное тревоги за вашу безопасность, это территория покоя оазис частной жизни. К слову, о политике. Думаю, что Столешников и Кузнецкий — два лучших предвыборных спича Сергея Собянина, адекватно ответить на которые не в состоянии никто из его конкурентов.

Так, не торопясь, я дошел по Петровке до Кузнецкого Моста и на подходе к Лубянке уперся в знак «Конец пешеходной зоны». За ним идти было некуда, всюду стояли и ехали машины. Я постоял минутку и повернул обратно.

ОБ АВТОРЕ

Юрий Лепский, известный журналист.

Любит авторскую песню, фотографию и путешествия. Автор книги «В поисках Бродского». Долгое время работал на Дальнем Востоке.

amp-next-page separator