Неделя 12-я по Пятидесятнице
Детская душа удобопреклонна к добру и любви. Ребенок быстро забывает обиды, всех любит, готов поделиться даже самой любимой игрушкой. Он живет в бескрайнем море доверия, в первую очередь к своим родным. Малыш оставляет все свои занятия, лишь только услышит голос вернувшихся домой родителей. Любовь к ним побеждает в его душе другие желания. И только, когда он взрослеет и уходит из мира чистой детской жизни, его сердце наполняют интересы, которые становятся дороже родительской любви, дороже Бога.
Продолжая Свой путь в Заиорданье, Христос благословлял детей, которых приносили к Нему, говоря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). После этого к Спасителю подходит «некто» и спрашивает, как ему жить, «чтобы иметь жизнь вечную»? Вопрошавший Христа был юн и с детства исполнял заповеди Господни. Иисус, «взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10, 21), поэтому открывает этому юноше, а заодно и всем слушателям, очень важную истину. Он говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21).
Для нас привычно слышать эти слова, и мы даже не воспринимаем их должным образом, как сказанные и для нас. Но тогда они прозвучали неожиданно и озадачили вопрошавшего. Как говорит евангелист, «юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Оказывается, этот молодой человек, свидетельствовавший, что исполняет все заповеди, в действительности уже утратил детскую простоту, и богатство земное для него стало дороже Бога. Он страдал сребролюбием, а где сребролюбие, там нет любви к Богу. Видя его печаль, «Иисус сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23).Слова Христа «продай все и следуй за Мной» относятся и к нам. Мы тоже утратили детскую простоту и очень сильно «разбогатели», крепко обзавелись своим – опытом, мнением, социальным положением, капиталом и иным «барахлом», и к нему мы привязаны. При встрече со Христом, в этой жизни или в будущей, человек обнаруживает раздвоенность между желанием души быть с Богом, и действительным состоянием ума и сердца, прилепившегося к миру без жизненного опыта богообщения.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие».
Сильна страсть сребролюбия, по апостольскому выражению, она есть «корень всех зол» (1 Тим. 6, 10). Однако надо помнить, что эта болезнь человеческой души проявляется не только в постоянном стремлении к собиранию денег или иных материальных благ. Она зачастую может «поглотить» человека через привязанность, например, к играм (игромания) или через будоражащее душу попечение о приобретении имущества, о постоянном улучшении условий жизни, превышающем необходимую меру, заботой об одежде, новейших достижениях электроники и тому подобном.
Состояние раздвоенности на пути самопознания души емко охарактеризовал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19–20). Вот свидетельство о действии греха на человека святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Сколько истинно до йоты все учение и предание Церкви; например, хотя учение о мытарствах. Я еще на земле испытываю истину сию. Когда я служу Богу, тогда чувствую по временам, как злые и нечистые демоны задерживают мою душу, не попуская ей в мысли и слове идти к Богу, и делая мне различные запинания: то блудными мыслями, то пристрастием к пище, к деньгам, к одежде и так далее. Так и по кончине человека они задерживают душу грешника».
Мы живем только одну жизнь, в которой должны быть, как дети, «просты на зло» (Рим. 16, 19). Мы должны бегать греха и с радостью уделять время молитве, ибо молитва как беседа с Богом развивает в нас любовь к Нему, а когда человек искренне любит, для него нет ничего дороже, чем любимый им Бог.