Святитель Иоанн Шанхайский: «Хотя я умер, я — жив!»
Его важное отличие от сонма святых Православной церкви — то, что Святитель Иоанн был нашим современником. С момента его кончины, до, скажем, моего рождения, прошло всего несколько лет... Охватить это умом — немыслимо, почувствовать сердцем — можно. Это как если бы к нам вдруг вернулись времена Святой Руси. Как доказательство того, что «Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки...» (Евр. 13, 8).
ИЗ РОДА МАКСИМОВИЧЕЙ
Он родился 4 июня 1896 года на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии и при крещении был наречен Михаилом - в честь архангела Михаила. Будущий владыка был выходцем из малороссийского дворянского рода Максимовичей (к которому принадлежал святой Иоанн Тобольский). В 11 лет он пошёл учиться в Петровский Полтавский Кадетский корпус, который вспоминал потом всю жизнь с большой нежностью. А по окончании, в 1914 году поступил на юридический факультет Харьковского Императорского университета.
Харьков того времени был воистину православным городом. Здесь проходили многолюдные крестные ходы, храмы не могли вместить всех прихожан. Дважды в год из монастырей для поклонения в Успенский Собор доставлялись две чудотворные иконы Божией Матери - Озерянская и Елецкая. А в Покровском монастыре, под алтарем, покоились мощи святого архиепископа Мелетия (Леонтовича), почитаемого за аскетизм, и особенно — подвиг воздержания от сна. Впоследствии, уподобляясь этому святому, владыка Иоанн сорок лет не ложился спать в постель, предпочитая кровати кресло. А то и вовсе забывался коротким сном, стоя коленопреклоненно пред иконами...
Надо сказать, что учению он посвящал не много времени. Больше читал жития святых, чем посещал лекции, но при этом умудрялся всегда получать хорошие оценки! В 1921 году, во время гражданской войны, семья была вынуждена эмигрировать в Белград, где Михаил с братьями поступили в университет. Один стал инженером, другой, получив юридическое образование, служил в югославской полиции. Михаил же остановил свой выбор на богословском факультете, закончив его в 1925 году. Известно, что в период обучения он зарабатывал продажей газет и незадолго до окончания — в 1924-м, был посвящен митрополитом Антонием (первым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви), знакомым ему ещё с Харькова, в чтецы Русской Церкви в Белграде. Позднее, в 1926-м им же был пострижен в монахи с именем Иоанн — в честь своего святого предка. Вскоре Иоанна рукоположили в иеродиакона и в том же году — в иеромонаха.
«ИДИТЕ В БИТОЛЬ К ОТЦУ ИОАННУ»
Два года Святитель трудился религиозным наставником в Сербской государственной высшей школе, и ещё пять — учителем и воспитателем в Сербской семинарии святого Иоанна Богослова в Битоле. Студенты семинарии быстро поняли, что их наставник — человек необычный. Достаточно сказать, что он никогда не ложился в постель. Подолгу засиживался за работой после того, как все уже ушли, и ночью обходил общежитие, поправляя упавшие одеяла и осеняя студентов крестным знамением. Сна он позволял себе не более одного-двух часов. Постоянно пребывая в молитве, строго постился и каждый день служил Божественную литургию. Уже в то время Святитель епископ Николай (Велимирович) сербский Златоуст, говорил о молодом иеромонахе: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».
В 1934 году было принято решение произвести его в сан епископа. Иоанн отправился в Белград. Одна из его прихожанок впоследствии рассказывала, как в тот самый день, при встрече в трамвае, он ей объяснял, что за ним послали, перепутав с каким-то иеромонахом, который должен быть посвящен во епископа... Увидев же батюшку на следующий день, она услышала, что ситуация гораздо хуже: это именно его хотят сделать епископом! Отказывался — мол, косноязычен, но отказ принят не был. Будущему архиерею ответили, что пророк Моисей имел те же трудности...
Епископская хиротония состоялась 28 мая 1934 года. Иоанн стал последним из епископов, кого посвятил лично митрополит Антоний. В письме же последнего к архиепископу Димитрию на Дальний Восток, было написано следующее: «...Но вместо себя, - как мою собственную душу, как мое сердце, - посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький, тщедушный человек, с виду почти ребенок - на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Иоанн был назначен в Шанхайскую епархию.
ВЛАДЫКА ШАНХАЙСКИЙ
В Шанхай он приехал на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — в конце ноября, когда там разгорелся серьёзный конфликт между юрисдикциями. И прежде всего вернул Церкви единство. После чего завершил возведение нового Кафедрального Собора, построил величественную Свято-Николаевскую Церковь, основал дом для престарелых и детский приют в честь святого Тихона Задонского — начав с восьми ребятишек (которых Владыка подобрал в Шанхайских трущобах), впоследствии тот приютил несколько тысяч.
Не много времени потребовалось для того, чтобы новая его паства поняла: Иоанн — великий аскет. Что не спит по ночам, постоянно пребывая в молитве, и ест всего раз в день. В пост — только просфоры. В первую же и последнюю седьмицу Великого поста Владыка и вовсе воздерживался от пищи. Не редко случалось, что, забывшись пред иконами, он не слышал стука в дверь приглашавших служить утреню. Но ровно в назначенный час, тем не менее, стоял в Храме, и ничего, что с бороды его и волос стекала ледяная вода...
Служил он дважды в день, даже если был болен. Напротив, сам ежедневно навещал больных, принимая исповедь и приобщая Святых Тайн. К умирающим шел в любое время суток. Посещал и тюрьмы, служа литургию на обычном маленьком столе, не обходил вниманием душевнобольных и бесноватых. Причём мог безошибочно определить, к какому типу относится болящий — никода не путал одних с другими. Случались по молитвам Владыки и исцеления.
Непоколебимость веры его во Христа особенно демонстрирует случай, рассказанный о. Скопиченко: «Госпожу Меньшикову укусила бешеная собака. Предписанный курс уколов она либо отказалась делать, либо сделала небрежно... и заболела страшной болезнью. Узнав про это, владыка Иоанн пришел к умирающей. Когда он ее приобщил, с ней тут же случился припадок ее болезни: она начала испускать слюну и выплюнула только что принятые ею Святые Дары. Но Святые Тайны не могут быть выброшены, и Владыка собрал и потребил их, выплюнутые больной женщиной. Бывшие с ним воскликнули: «Владыка! Что Вы творите?! Бешенство страшно заразно!» Но Владыка спокойно ответил: «Ничего не случится - это Святые Дары». И действительно ничего не случилось».
Во время японской оккупации было страшно даже выходить на улицу, особенно тому, кто после убийства двух президентов русской колонии, временно взял на себя управление ею. Но Святитель не обращал на это никакого внимания, продолжая навещать нуждающихся в нём в любое время дня и ночи, когда позовут. И — что удивительно, его не трогали!
СВЯТОЙ ЖАН БОСОЙ
Своё отношение к Русской Православной Церкви он, по свидетельству епископа Православной церкви в Америке Василия (Родзянко) определил так: «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия. Он Патриарх. И наша молитва всё-таки остаётся. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Русская Церковь, как и вся Православная Церковь, соединена евхаристически, и мы с ней и в ней. А административно нам приходится, ради нашей паствы и ради известных принципов, идти этим путём, но это нисколько не нарушает нашего та́инственного единства всей Церкви».В 1946 году он был возведен в сан архиепископа.
Когда к власти пришли коммунисты, русским опять пришлось бежать из страны. Путь лежал через Филлипинские острова. На одном из них — острове Тубабао, к 1949 году проживало около 5 тысяч беженцев из Китая. Остров был расположен на пути сезонных тайфунов, которых всегда в избытке в этой части Тихого океана. Но за 27 месяцев, что там находился лагерь, ничто не угрожало безопасности людей. Тайфуны, которых никто не отменял, однако, всякий раз сворачивали в сторону и обходили остров стороной. Как-то один из филлипинцев сказал вновь прибывшему, что причин для беспокойства нет: «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Но как только большинство людей было эвакуировано и Владыка уехал, тотчас страшный тайфун обрушился на остров и полностью разрушил строения...
В 1951 году Иоанн был назначен архиепископом Брюссельским и Западноевропейским с кафедрой в Париже. Не забывая о русской пастве, прошедшей с ним огонь и воду, Владыка принимает под свою юрисдикцию местные Православные Церкви - Голландскую и Французскую. Если раньше — в Белграде, он служил Божественную литургию по-гречески, то теперь делает это по-голландски и по-французски.
Его юродство во Христе было особенно заметно, когда он общался с детьми - играл с ними, словно ровесник. Причём такое могло случиться даже во время богослужения (но всегда вне алтаря). Сандалии свои он носил без носок, а то и вовсе ходил босым, отдав их нищему. Так и служил, бывало. Рясу же донашивал до полной ветхости. Сокращений службы Владыка не признавал, поэтому служил долго, к тому же мог опоздать к началу, задержавшись у постели больного. И неважно, православного христианина или инославного — приглашали ко всем: по его молитвам часто происходили чудеса исцеления. В одной из католических церквей Парижа местный священник так говорил своей пастве: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Жан Босой».
В 1962 году, когда Святитель Иоанн был назначен на Западно-Американскую кафедру, произошёл один показательный случай, о котором сообщила некая госпожа Л. Лью: «В Сан-Франциско муж мой, попав в автокатастрофу, очень болел: у него было нарушение вестибулярного аппарата, он страдал ужасно. В это время Владыка имел много неприятностей. Зная силу молитв Владыки, я думала: «Если бы пригласить Владыку к мужу, то мой муж поправился бы», но боялась это сделать в то время из-за занятости Владыки. Проходят два дня, и вдруг входит к нам Владыка в сопровождении господина Т., который его привез. Владыка у нас был минут пять, но я верила, что муж мой поправится. Это был самый тяжелый момент состояния его здоровья, и после посещения Владыки у него настал резкий перелом, а затем он стал поправляться и прожил еще четыре года после этого. Он был в преклонном возрасте. Позже я встретила господина Т. на церковном собрании, и он мне сказал, что он правил машиной, когда вез Владыку в аэропорт. Вдруг Владыка говорит ему: «Едем сейчас к Л.». Тот возразил, что они опоздают на аэроплан и что сию минуту он повернуть не может. Тогда Владыка сказал: «Вы можете взять на себя жизнь человека?» Делать было нечего, он и повез Владыку к нему. На аэроплан, однако, Владыка не опоздал, ибо его задержали ради Владыки».
СЧАСТЛИВЫЙ
В мае 1966 года женщина, знавшая Святителя Иоанна 12 лет, с изумлением услышала от него: «Скоро, в конце июня, я умру... не в Сан-Франциско, а в Сиэтле...» А накануне отъезда в Сиэтл, за четыре дня до смерти, он сказал одному прихожанину: «Ты больше не приложишься к моей руке». Смерть наступила 2 июля 1966 года. Владыка отошёл ко Господу в своей комнате в приходском здании рядом с храмом, перед чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной. Таким образом, своей блаженной кончиной он повторил кончину небесного своего покровителя — святого Иоанна Тобольского.
Шесть дней лежал Иоанн в гробу, в жару, но запаха тления не было, а рука его оставалась мягкой. По свидетельству очевидцев, на погребальной службе храм наполняла тихая радость, хотя со всех сторон были слышны рыдания. Вскоре после этого ученик его, отец Амвросий, увидел сон: Владыка, облаченный в пасхальные ризы, сияющий, кадил в Соборе и радостно повторял: «Счастливый!» Не он один — многие видели батюшку в своих снах, получая при этом сверхъестественную помощь. Православный священник из Голландии так писал о нём: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь».
Замечательный сон приснился управляющей Домом святого Тихона Задонского М. А. Шахматовой: множество народу внесло гроб с Владыкой в Храм святого Тихона; иерарх вернулся к жизни, встал в Царских вратах и, помазывая подходивших, говорил: «Передайте людям: хотя я умер, я - жив!».
Мощи Архиепископа Иоанна были обнаружены нетленными 2 июля 1994 года, они покоятся в часовне под Сан-Францисским Собором. Чудеса, которые он творил при жизни, не прекратились и после его кончины. Есть множество свидетельств исцеления по молитвам святого.
2 июля 1994 РПЦЗ причислила его к лику святых. На Архиерейском Соборе Русской православной церкви 24-29 июня 2008 года Святитель Иоанн был прославлен для общецерковного почитания.