В темноте и не в обиде

Общество

Это автор первой азбуки для незрячих. Также Гаюи открыл первые школы для слепых, где и обучал по своей методике. В столице сейчас 13 тысяч тотально слепых. Еще больше – людей с остаточным зрением. Как им живется? Чем зарабатывают? Об этом «Вечерке» рассказали в ресторане «В темноте» и в столичном отделении Всероссийского общества слепых.

Когда не нужны вилка и нож

«Когда мне плохо, я иду в сюда, провожу пару часов, слушаю официантов и, выходя на улицу, оставляю там, в темноте, свои обиды. Понимаю, что дала слабину, и мои неприятности на этих ребят – сущая ерунда» - поделилась своим способом психотерапии знакомая, рассказывая мне о столичном ресторане «В темноте».

Это действительно лучше психоаналитика. В абсолютно темном зале ты оказываешься в мире незрячих людей. Выясняется, что даже сесть за стол без помощи с непривычки невозможно. Есть вилкой тоже нереально и многие, отложив приборы, едят руками. Возникают десятки бытовых вопросов: как порезать хлеб, на какой плите – газовой или электрической, официанты готовят дома обед. И как вообще понимают, что огонь зажегся, и ты не оставил включенным вентиль и через пару часов дом не взлетит к чертовой матери.

- Готовлю на газовой плите, конфорку контролирую по звуку, живу одна, зрячие родственники не контролируют. – поясняет официантка Дана. – Подвиньте, пожалуйста, стакан ближе к середине, он стоит с краю и может упасть.

Это она по звуку – по его удаленности, определила, что стакан мой, действительно, стоит с краю, и неловким движением я могу его сбить.

В работе незрячих официантов есть секреты: столы и стулья пронумерованы надписями по Брайлю, на стенах и на полу есть спецориентиры. Посуда – прочная, из толстого стекла. За обстановкой в зале наблюдают при помощи инфракрасных камер. Зрячий персонал обязан следить, что бы двери, если они не по принципу купе, были закрыты – это страхует незрячих официантов от травм, ведь это очень опасно – врезаться с разбегу в створку. А тотально незрячие, там действительно порой «летают», а не ходят. Ибо привыкли и легко ориентируются. А Дана, например, еще и ходит на каблуках: красивой девушке очень хочется быть привлекательной и нравится.

На входе у посетителей забирают все – от ключей до телефонов. Дабы не было соблазна зажечь в зале фонарик, посветить экраном телефона в тарелку.

- У нас только тотально незрячие официанты, им сложнее найти работу и получать достойную зарплату, - рассказывает директор ресторана Виталий Смирнов . – Есть нюансы. Слепые с рождения часто имеют проблемы с координацией. Им сложно ходить прямо, они, даже зная расстановку мебели, спотыкаются. Те, кто ослеп в результате травмы, быстрее ориентируются. Они знают, как выглядит накрытый стол, как разложить приборы. Но им сложно смириться с тем, что темнота – это навсегда.

Зарплата – 30-40 тысяч. Это без чаевых – они включены в счет. Но посетители еще оставляют и дополнительно. На государственном предприятии, где по старинке собирают замки, крышки для консервирования или прищепки, зарплата около десяти тысяч, в колл- центре, где трудятся незрячие – меньше двадцати. Так что ресторан этот – единственный выход. Многие официанты еще и подрабатывают – по закону у них льготные условия труда и сокращенный рабочий день. Официантка Лена занимается с грудничками – у слепых чувствительные руки, они хорошие массажисты. Дана – ходит в вокальную студию, поет в пятницу в своем же ресторане.

Но и у этих, социально устроенных ребят бывают срывы и депрессии. Особенно у тех, кто ослеп в результате травмы или после болезни. Иногда уходят в запои.

- Страшно, когда он час назад шутил с гостями, ворчал на кухню за нерасторопность, спросил про погоду, а потом стоит где-нибудь в туалете и в отчаянии колотит по стене кулаками «слепота, опять эта слепота!». – рассказывает Виталий Смирнов.– Подключаем семью, психологов, возвращаем человека к жизни.

А до жизни ребята очень и очень жадные. Простым радостям они предаются с двойной энергией.- Путешествовать любят. На море летают. Кто-то в компании зрячих, но есть и те, кто отправляется сам.- рассказывает Смирнов. - Лена у нас большая модница. У нее есть прибор цветооанализатор, она с ним ходит по магазинам, прикладывает к понравившимся вещицам. Одевается со вкусом. Дана покупает к концертам красивые блестящие платья, регулярно меняет цвета лака для ногтей. Красила волосы во все цвета, что есть в палитре парикмахера. Решила остаться блондинкой.

Я пытаю Дану, как , не видя отражения в зеркале и не зная, что такое белый цвет, решила быть блондинкой.

- Оценивала реакцию окружающих. Самые восторженные отклики были, когда перекрасилась в белый цвет, - поясняет девушка.

Враждебным город вокруг незрячие официанты не считают. Они научились ориентироваться. Намного опаснее люди.

- После работы мы развозим ребят по домам. – рассказывает Виталий Смирнов. – Элементарная безопасность. У всех них айфоны – это жизненная необходимость. На этом телефоне много функций, которые облегчают незрячим жизнь – от голосового набора и чтения смс до программы, распознающей купюры. Ребята хорошо зарабатывают. Когда они добирались пешком, их, бывало, грабили.

Метро незрячие не боятся. У них своя система ориентирования. Опасны опять же, люди.

- Ребята не ездят в час пик, когда их может снести толпа.- поясняет Смирнов - А еще стараются не спрашивать дорогу у попутчиков. Однажды на просьбу о помощи «доброжелатель» отправил нашего Женю прямиком на рельсы. Пошутил. Парня сбило зеркалом поезда. К счастью, обошлось без травм.

Был случай, когда официант упал с платформы на «Выхино». Закончилось все переломом руки. «Легко отделался» - иронизирует над своей неуклюжестью молодой человек.

Светлый город

О том, как Москва адаптирована под нужды незрячих горожан, рассказал представитель столичного отделения ВОС Антон ФЕДОТОВ.

- Многие новшества , которые вводят в городе , согласовывают с нами, тестируют. – рассказывает Федотов. – И результаты есть. Раньше в метро погибал один незрячий человек в год. С 2006 года мы работаем с подземкой и летальных исходов в метро не было. Диалог наладился с приходом Беседина. Одобрили и обещают внедрить все наши предложения. Например, появится служба сопровождения. Как в соцтакси, человек будет звонить и сообщать о маршруте. Его будут встречать у турникета и провожать до конечной станции. Принимать заявки в колл-центре на сопровождение будут незрячие операторы, а это рабочие места. Некоторые нововведения ввели без консультации с нами. Например, лимит на проход по соцкартам. Это было трагедией: незрячие ходят с сопровождающими. Было неудобно. Сейчас перепрограммировали карты, которыми пользуются инвалиды по зрению.

Это помогает незрячим «видеть»:

- Метро: на новых станциях есть на краях платформы световые полосы – если поезда нет, они светятся линией. При прибытии – пунктиром. О приближении поезда сообщает звуковой сигнал – зрячие на него не обращают внимания. Экспериментальная напольная навигация на «Пушкинской» оказалась удачной – слепые просят нанести такую же всюду. А самое первое новшество когда-то проллобировали сами незрячие: станции в поездах, идущих в центр, объявляет мужской голос, а обратно, «домой» - женский. Скоро на колоннах появятся указатели – крупные надписи разместят на уровне глаз

- Тактильная желтая плитка. Это не «освоение бюджета», как судачат в блогах. Точками и линиями зашифровано направление движения и потенциальная опасность. «Правда, кое-где ее укладывали гастарбайтеры и сделали это в соответствии со своим представлением о прекрасном» - сетует Федотов.

- Магазины. Есть распоряжение, согласно которому администрация, если обращается незрячий, обязана выделить сопровождающего. «В супермакете рядом с работой это правило выполняют, - подтверждает официантка Дана из ресторана «В темноте». – Меня там запомнили, зовут кого-то из продавцов и мы идем выбирать, что мне надо. А вот в магазине у дома персонал не всегда дружелюбен».

- Наземный транспорт – Москва один из немногих городов, где объявляют остановки. С Департаментом транспорта идут переговоры о внедрении системы «Говорящий город» - есть в Петербурге и Сочи. Незрячего снабжают прибором, похожим на телефон и он сообщает номер автобуса, куда идти на посадку, какой горит сигнал светофора. По сути – это искусственные «глаза». Система простая и эффективная.

- Желтые полосы ориентирования – нужны тем, у кого есть остаточное зрение. Указывают на переходы, ими отмечают первую и последние ступеньки, двери.

- Банки – сейчас тотально незрячим вместо подписи разрешено ставить именные штампики, как печати у врачей. Сотрудников обязали помогать заполнять документы.

- Остановки – в порядке эксперимента пять остановок оснастили щитами с увеличенными надписями, если люди с остаточным зрением признают их удобными, то такой формат станет массовым

amp-next-page separator