Первый московский юродивый
Известно, что он жил во второй половине 15 века. Есть сведения, что он рано покинул отчий дом и подвизался в районе Варварки возле храма Бориса и Глеба. Отказавшись от всех удобств и привычных норм жизни, он почти обнаженный ходил по улицам города Москвы, перенося и холод, и жар. Русь тогда терзали междоусобица, татарское иго. Москва еще не стала центром объединения княжеств, ее мучили и голод, и засуха, и моровая язва. Блаженный Максим привлекал своей силой веры и богатых и бедных. Одни боялись его разоблачений, другие ждали слов утешения.
Слово юродивый у славян означало безумный. Считается, что есть несколько путей для спасения души - супружество, монашество и юродство. Юродство, самый сложный из всех путей, избирали те, кто хотел, чтобы их прозорливость приписывали не им, а Богу, другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения ради Царства Небесного.
Блаженными называли тех юродивых, которые производили впечатление слабоумных из-за их убогости и сохраненной детскости. Этот особый род аскетизма в России приняли порядка 40 юродивых . В Московской Руси юродивые получили большую социальную значимость, выступали как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринималось как путь святости, и многие юродивые почитались еще при жизни, обладая даром провидения и исцеления. Подвиг юродства - специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества. Юродивые обличали грехи и несправедливость и, таким образом, были воплощением совести народа.
Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых, т.к. были и такие, кто под маской юродства преследовал свои корыстные цели. В частности, Серафим Саровский говорил : « Юродивых много, из тысячи же юродивых только один бывает Христа ради юродивый. В душе такого человека непрестанная молитва, он может совершать подвиги особой духовной силы, обладает даром прозрения, а ведет себя подобно человеку неразумному, потерявшему рассудок. Но это внешне он неразумен, на самом деле Господь дарует ему высшее знание. Потому часто юродивые пред людьми ничто, а пред Богом велики. Мнимоюродивые могут и в тайных грехах обличать, и зимой ходить босиком... Но все это пред Богом ничто, если человек не достиг совершенного смирения»
Блаженный Максим имел дар прозорливости, и его молитвами многие исцелялись как при его жизни, так и после. Он был канонизирован в 1547 г., после находки его нетленных мощей. Московский церковный собор постановил тогда "праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому". День его памяти стал праздником Москвы, ибо Максим Блаженный почитаем, как ее особый покровитель. Считалось, что молитва ему - "Святой Блаженный Максим, моли Бога о нас" - помогает уберечься от несчастья, особенно если просить чудотворца в посвященном ему храме и в дни его праздников: 24 ноября и 26 августа.
Адрес храма: Москва, ул. Варварка, 4.
Известные высказывания московского юродивого Максима:
• Всяк крестится, да не всяк молится.• Бог всякую правду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь.
• Хоть люта зима, да сладок рай.
• По бороде Авраам, а по делам Хам
• За терпенье Бог даст спасенье. Хоть люта зима, да сладок рай. Оттерпимся и мы люди будем.
• Божница домашня, а совесть продажна.