В Государственном историческом музее запущен проект «Кинозеркало истории». / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Левоэсеровский мятеж через призму кино

Общество

Юнкоры «Вечерки». Встречаем! Проект «Московский подрост'ОК!» запущен!

Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.

Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересных городских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее,» - сказал А.С. Пушкин. А ведь сегодня мало кто может блеснуть глубокими познаниями в области истории. Именно поэтому существуют различные образовательные проекты, ликвидирующие подобные пробелы в знаниях. Один из них - проект «Кинозеркало истории», проходящий в Государственном Историческом музее.

8 декабря в рамках этого проекта состоялся просмотр и обсуждение документального фильма « Шестое июля»о событиях 1918 года в России, снятый Юлием Карасиков в 1968 году.

В качестве гостей на беседу были приглашены Василий Цветков, доктор исторических наук, Ярослав Леонтьев, специалист по истории Гражданской войны и кинокритик Денис Горелов.

Картина посвящена вооруженному восстанию левых эсеров. Как пояснил ведущий и автор проекта Кирилл Степанов Фильм « Шестое июля» был выбран ввиду 95- летия со дня событий 1918 года.

Сюжет картины отражает подавление мятежа левых эсеров, ранее входивших в состав Советского правительства, предпринявших попытку сорвать Брестский мир с Германией путем убийства немецкого посла Мирбаха. Партия эсеров, возглавляемая Марией Спиридоновой, как известно, считала этот мирный договор позорным для России, но, несмотря на поддержку со стороны народа, восстание было подавлено, и уже 9 июля 5-й Всероссийский съезд советов продолжил свою работу.

В главных ролях снимались Юрий Каюров (В.Ленин), Алла Демидова (М. Спиридонова), Василий Лановой (Ф. Дзержинский). Кстати, роль Ленина впоследствии стала для Ю.Каюрова визитной карточкой, так же, как и роль М. Фрунзе для Романа Хомятова.По окончанию просмотра слово было предоставлено Денису Горелову.

- Заслуга Ю. Карасика, на мой взгляд, в том, что он ввел в оборот новые личности партии эсеров. Раньше мы знали только о Спиридоновой,а в фильме показаны очень многие ее единомышленники. Еще один туманный вопрос этой картины — участие Ф. Дзержинского в восстании: некоторые историки полагают, что он поехал в отряд Попова и попытался арестовать его, сегодня же распространено мнение, что основатель ВЧК поддержал мятеж, за что после был отстранен от всех своих постов. Важно также помнить, что в 1968-1969 годы был взят курс на « замирение» с образом Сталина , так что фильм можно назвать компромиссом реальности и художественного видения.

Ярослав Леонтьев добавил, что в картине есть неточности в соблюдении хода событий, кроме того, показано то, чего быть вообще не могло. Помимо этого, Я. Леонтьев добавил, что для него это мятеж чем-то схож с восстание декабристов. Эсеры, так же, как и декабристы, не хотели жертв, планировалась только вооруженная демонстрация, в ходе которой они планировали навязать съезду свою точку зрения.

Вот так перед посетителями музея открылась страничка истории Гражданской войны в России.

amp-next-page separator