Крымчане дают жесткий отпор радикалам

Общество
26 февраля специальный корреспондент «Вечерней Москвы» Андрей Коц весь день вел прямой репортаж из Симферополя на сайте "ВМ". Он стал свидетелем того, как противостояние в столице Крыма перешло в «горячую фазу». «Стояние» у Верховного Совета Крыма обернулось массовыми беспорядками. Ранее здесь до силового противостояния дело еще не доходило. За развитием событий в Симферополе, а также Киеве наблюдали корреспонденты «ВМ».

СИМФЕРОПОЛЬ

Массовые драки у Верховного совета

Толпа начинает собираться на площадке у здания Верховного совета Автономной республики Крым уже в 9 утра. Такие митинги здесь ежедневны – симферопольцы ждут , когда же Рада наконец объявит свое отношение к происходящим в Киеве событиям. И главное - что станет с Крымом, всегда пользовавшимся большей самостоятельностью, чем другие регионы страны. Есть даже свой распорядок: с утра к парламенту подтягиваются представители крымских татар и русскоговорящих крымчан, вместе выступающих против отделения республики (условно назовем их «синими»). К полудню компанию им составляют пророссийско настроенные активисты, призывающие к присоединению Крыма к России, или же за более широкую автономию (условно – «красные»). До среды митинги проходили мирно, а перепалки носили исключительно словесный характер.

Неуловимый компромисс

К 13.00 у здания Верховного совета уже яблоку негде упасть. По самым скромным прикидкам, здесь собралось тысячи три человек. «Синие» и «Красные» стреляют друг у друга сигареты, перешучиваются. Разные лишь знамена и кричалки. «Синие» размахивают флагами Украины и стягами крымских татар и скандируют «Украина». «Красные» вешают на дерево российский «триколор» и вопят «Россия». Если закрыть глаза, кажется, что оказался на футбольном матче. Накрапывает редкий дождь, на улице зябко. Хоть дракой пока и не пахнет, все ближайшие кафе закрыты, алкоголь купить негде. Митингующие поют «Катюшу» и скандируют названия крымских городов. Поддержать симферопольцев приехали их единомышленники из Алушты, Ялты, Одессы. А Севастополь высадил целый десант отставных морпехов и казаков.

У площади дежурит полиция – большая ее часть столпилась у дверей Верховного совета на случай, если митингующие решатся брать его штурмом.

Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

- Когда уже они «сообразят» что-нибудь? – симферопольский студент Максим Колосов облокачивается на древко российского флага. – Вчера вечером еще должны были решить, с кем быть Крыму. Каждый день, что ли, собираться будем?

Подобные разговоры можно услышать и среди его оппонентов. Благо стоят все рядом. Особая толкотня – у дверей Рады, в «бутылочном горлышке», которое представляет собой внутренний двор здания. И именно там начинаются первые стычки.

- Слава Украине, Героям слава! – орет здоровенный смуглый парень.

- Да пошел ты на…! – с ходу отвечает ему славянин в казацкой папахе.

Толпа у дверей резко «схлопывается», над головами мельтешат кулаки, флагштоки, палки. Но через десять секунд их растаскивают другие активисты. Полиции не наблюдается – то ли их отозвали, то ли все правоохранители выстроились живым щитом перед дверьми Рады.

Украина. Ситуация в Симферополе. / Фото: Андрей Коц, «Вечерняя Москва»

- Граждане, пожалуйста, сохраняйте спокойствие, - призывает с крыльца депутат Андрей Сенченко. – Не ссорьтесь! Решение объявят сегодня!

- Да ни до чего они не договорятся, - в сердцах сплевывает пожилой симферопольский учитель Леонид Савин. – Тут компромисс найти сложно, чтобы и нашим, и вашим. Часть татар выступает за том, чтобы остаться в составе Украины, так как надеятся, что дадут более широкую автономию. Мы же хотим максимально от Киева дистанцироваться, так как там к власти пришли неофашисты. Мы выступаем за возврат к Конституции 1992 года, по которой у Крыма был свой президент с широкими полномочиями. Я сильно сомневаюсь, что Россия решит вернуть Крым себе. Это грозит войной с «западэнцами», которых несомненно поддержит Запад.

Пиррова победа

К 15.30 на площади уже не меньше 8 тысяч человек. К народу никто не выходит объявить о том, чем закончилось заседание. Внезапно одному мужчине в толпе становится плохо, он падает на землю и бьется в конвульсиях. Эпилепсия. Медики буквально с боем прорываются сквозь плотные ряды митингующих и уносят бедолагу на носилках. Но скоро им придется поработать вновь.

Ровно в 16.00 в «бутылочном горлышке» вновь начинается мордобой, который длится уже гораздо дольше. Каждая из сторон пытается вырвать из рук противников флаги. В воздухе начинают летать бутылки. Один из молодых парней хватается за разбитую голову, товарищи тут же подхватывают его под руки и выводят из эпицентра.

- «Беркут», «Беркут», - начинают звать на помощь «красные».

- Нет больше вашего «Беркута», - зло парируют «синие».

К 17.00 с крыльца Рады объявляют, что заседание в итоге решили отменить. И начинается. «Синие», все больше распаляя себя кричалками врубаются в ряды «красных». Драка быстро перерастает в побоище – сражаются уже не только в «бутылочном горлышке», но и на улице, и даже на парапете фонтана. В ход идут камни, куски арматуры и снятые с ног ботинки. В толпе рвется взрывпакет. Молодого парня с обожженным лицом на руках уносят к скорой. Начинается давка. «Красных» окончательно оттесняют от входа в Раду. В метровый просвет, образовавшийся между боевыми порядками соперников, тут же вклиниваются милиционеры, быстро организовавшие живую цепь. Брейк!

Скорые одна за другой увозят пострадавших.

- Уже увезли около 20 человек, - бросил на ходу корреспонденту «ВМ» один из медиков. – В основном, ушибы, порезы, травмы головы. Двое серьезно пострадали в давке.

Пролитая кровь быстро остужает горячие головы. Противники больше не пытаются напасть, лишь костерят друг друга на чем свет стоит. Небольшая группа радикалов, впрочем, пытается прорваться внутрь Рады, но не может разорвать строй милиционеров.

К 18.00 митингующие начинают расходиться. Многие недавние противники, словно устыдившись, жмут друг другу руки. Но хватает и «непримиримых». Две пожилых женщины из «красных» обвиняют «синего».

- Да вы же за бандеровцев, как мы с вами мирно жить-то можем?

- Мы не за бандеровцев, мы за единство страны, - горячо утверждает «синий».

Один красно-черный флаг «Правого сектора» в толпе все-таки кто-то поднял. Но его же соратники очень быстро заставили знамя убрать. Не исключено, что ночью по всему городу состоятся «бои местного значения». Но пока на улицах относительно спокойно.

«Синие» расходятся с площади с криком «Победа!». Но победой Крыма мордобой двух народов-соседей назвать язык не поворачивается. Площадь сегодня несколько раз переходила из рук в руки. В чьи же руки в итоге упадет власть?

ТЕКСТОВАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ СПЕЦКОРА "ВМ" ИЗ СИМФЕРОПОЛЯ 

КИЕВ

«Героям слава!» звучит похоже на «Аллах акбар!»

И.о. министра внутренних дел Украины Арсен Аваков ликвидировал спецподразделение «Беркут». Именно бойцы этого спецподразделения милиции, аналога российского ОМОНа служили главной опорой официальной власти в ходе трех месяцев противостояния в центре Киева с майдановцами.

Теперь, возможно, пришло время для «ночи длинных ночей». «Беркутов» будут отлавливать по всей стране. Или для того, чтобы посадить в тюрьму за «злочинства» против народа. Или для расправы. Майдан пока стоит без дела, и, чтобы поддерживать боевой дух его активистов нужны какие-то духоподъемные новости. А что может быть слаще для победителей, чем весть о смерти от рук «неизвестных» убежавших врагов?

С утра звонил в Одессу «беркутам», с которыми познакомился во время противостояния в центре Киева. В ответ механический голос повторял одно и то же: «абонент находится вне зоны доступа». 

На площади Независимости в Киеве с утра ждали начала народного вече. Собственно, вече – это тот же майдан, те люди, которые ходят по нему с бейсбольными битами и металлическими прутами. На нем предложат, и, безусловно, утвердят - громким ревом толпы - состав правительства «народного доверия». С утра в кулуарах лидеры новой власти делили портфели и продвигали своих ставленников. Сейчас, в революционном запале, на любую должность можно назначить любого человека.

- Только Януковича не выберем точно, - смеялись активисты майдана. – Он там уже был, и полностью обделался.

Охлократия – это власть толпы. А украинской «толпой» сейчас руководят «западенцы» - и по месту прописки, и по выбору вектора развития страны. (читайте далее)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Журавлев, депутат Госдумы:

- С Крымом, конечно, Киеву придется договариваться, и я думаю, договариваться о предоставлении широкой автономии, возможности не только беспрепятственно говорить на русском языке, но и принимать законы, по которым жители Крыма будут жить.

Люди в Крыму, которые приходят на многотысячные митинги, могут и «подправить» действия милиции; но хорошо уже то, что с общественным порядком правоохранительные органы справляются, пока, во всяком случае. Жители Крыма готовы противостоять, если Майдан попытается силой утвердить свои законы на территории автономной республики.

Константин Затулин, директор института стран СНГ:

- Крым в любом варианте, действует ли он, молча ли наблюдает ли за тем, что происходит в данный момент на Майдане, является проблемой для той оппозиции, которая жаждет увести всю Украину подальше от России.

В свою очередь оппозиция на Майдане очень хорошо должна понимать, что Крым явно не может выступать за отдаление полуострова от России. Борьба за свои права жителей Крыма облегчается тем важнейшим обстоятельством, что на их стороне закон и уверенность в своих правах. Правда на их стороне.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Сменит ли Крым гражданство

Колонка обозревателя Никиты Миронова

В Крыму – буча. Над местным парламентом в Симферополе поднят российский флаг. Реют триколоры над мэриями Севастополя и Керчи. В Крым летят представители Совета Федерации РФ. Некоторые не сомневаются: дело идет к переходу Крыма «под крыло» России.

Завышенные, на мой взгляд, ожидания.

Во-первых, часть крымчан (повторю, только часть) требует лишь возврата к Конституции 1992 года, согласно которой в республике были свой президент и собственная внешняя политика. Об отделении от Украины речи пока не идет.

Во-вторых, пророссийские настроения особо ярко проявляются не везде. В Севастополе - да. И не потому только, что там много наших моряков и членов их семей. Севастополь - это особый для каждого русского город. Сакральный. И в Керчи - да. Это самый близкий к России город даже географически. Там всего четыре километра до Тамани через Керченский пролив. У многих горожан на таманском берегу родственники. К тому же Керчь – город не курортный, а рабочий, здесь масса заводов, построенных русскими и с русскими специалистами. Ну и, надо понимать, Керчь и Севастополь – города-герои. Патриотизм, причем не бандеровского разлива, а советский, у горожан буквально в крови. Каждый керчанин и севастополец с детского сада знает героическую историю своего города. (читайте далее)

amp-next-page separator