Апрель. Ялта. На пороге лета...

Общество
РЕПОРТАЖ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ОЛЬГИ КУЗЬМИНОЙ И НАТАЛЬИ ЕСИПОВОЙ ИЗ КРЫМА. Ялта - слово уютное и мягкое. Оно пахнет морем и солью, шашлыком и вином - тем паче что знаменитая Массандра сейчас в моде. Узкие ялтинские улочки сбегают к морю причудливыми ручейками. Спускаться вниз - одно удовольствие. Подниматься, особенно с сумкой продуктов - спорт. Впрочем, ялтинцы на это не ропщут: привыкнув давным-давно к причудливому ландшафту родного города, они знают его наизусть и любят искренне и беззаветно.

Если верить исследователям, то в этом году Ялта может отмечать очередной солидный юбилей: впервые ее упомянул арабский историк Аль-Идрисия в 1154 году, то есть ныне ей - 860 лет. Честно говоря, о юбилее в городе нам не говорил никто. Наверное, Крыму столько выпало в последнее время, что было, как говорится, не до праздников.

Царство зелени и камня

Ялтинский залив с мягкими, как у чашки, краями, с берега защищен горами: тут и Ай-Петринская гряда, и гора Авинда - вершина одного из отрогов Никитской яйлы, и гора Могаби.

- Вон, там Ай-Петри, - видите? - продавец солнечных очков машет рукой в сторону гор. - Неужели вы там не были?

Съездим обязательно. Но сейчас - срочно покупаем очки. Потому что без них просто невозможно: ялтинское солнце просто обрушилось на город, заскучав по нему с зимы и слепит глаза так, что по лицу невольно текут слезы. Местные это знают и потому очки венчают едва ли не каждый второй нос. А как иначе: по подсчетам, солнце сияет тут около 2300 часов в год!

Под солнцем город расцветает с невероятной скоростью. У края дороги кивают тонкими ветвями ярко-желтые форзиции, зацветают каштаны и сирень, распрямили листья пальмы - смешные, лохматые, они забавно смотрятся на фоне, скажем, веревок с развешенным бельем или... памятника Ленину, который по-прежнему гордо смотрит на море и встречает гостей.

- А чего его удалять-то, памятник? - таксист Дима Сарыкин пожимает плечами. - Я вообще не понимаю, почему памятники начинают крушить, вместо того, чтобы делами заняться. Пусть стоит дедушка, жалко что ли - как никак, часть истории. А уж какая часть - это тема для обсуждения.

Названия, что встречаются или слышатся тут на каждом шагу, пишутся на транспорте и служат отправными точками для туристов, знакомы даже тем, кто никогда не был в Крыму: Воронцовский парк, Ливадия, Мисхор, Ореанда, упомянутая Массандра, Инкерман...

Но главное слово - море. Оно тут разное, но неизменно чистое. Пляжи Ялты - "не детские": тут царствует галька. Местные говорят, что при всех неудобствах истинные любители моря все же предпочитают ее песку: камни "фильтруют" грязь, волшебно лечат спины, массируют ноги. Замерев от ужаса и запахнув на ветру плащи, наблюдаем нечто феноменальное: невысокий мужчина в плавках гордо шлепает босиком по набережной, подмигивает нам и через минуту укладывается на валуны, якобы греясь.

А еще через минуту приволакивает припрятанный у волнореза матрац, шлепает его в воду и отгребает в открытое море: морж для этих мест явление не типичное, но как еще назвать человека, открывающего плавательный сезон при воде плюс восемь?

Сувениры, гривны и рубли

Напротив бесплатного городского Приморского пляжа уже с девяти утра открыты киоски со стандартным набором сувениров: полотенца с изображением Крыма, безделушками, досками для нарезки хлеба с надписями вроде "Милой маме с приветом с Черного моря" или "Себе, любимой, из Ялты", магнитиками, чаями Крыма в матерчатых пузатых пакетиках и вазочками "под Грецию".

Купить хочется все, но покупаем два магнитика. И тут начинается ад: ни мы, ни продавщица Люда не можем посчитать, как дать сдачу в гривнах - с тысячи рублей. Путаница идет постоянно, то невольно обманывают нас, то, невольно, - мы. Расстаемся на приблизительной сумме; довольны в результате все.

- Да не сердитесь, девочки, - провожает нас Люда, - такая путаница у нас пока. Но все уляжется. Со временем.

На это тут надеются все. Не только в смысле некоторой неразберихи в соединении дух валют - гривна-рубль. В глобальном смысле...

В краю магнолий...

Кипарисы возле гостиницы облюбовали деловитые белки. Они хулиганят уже с утра - сбрасывают шишечки на землю и, кажется, тихо переговариваются. Тут вообще природа - на зависть. Рядом с привычными нам рябинами и грушами спокойно растут инжиры и ароматный лавр благородный, клены соседствуют с пальмами, можжевельники - с соснами, дубы и осины - с гранатником, можжевельником и дикой фисташкой.

- Да откуда ж я знаю, сколько всего тут цветет, - Анатолий Бубнов приводит в порядок территорию возле одного из ресторанов, ни на миг не переставая орудовать садовыми ножницами. - Оно ж все время цветет! Скумпию вот знаю, вон она, вся в белых гроздьях. Тут розы у нас. Там вон - багряники, видите? Магнолию видали? Зацвела. Направо поверните - вон там. Красота.

Магнолию мы находим не сразу: путаемся в кривых улочках. Она и правда зацвела и выглядит божественно. Приколоть цветок к волосам не позволяет лишь смутное ощущение, что это не по возрасту. Но очень хотелось!

Пару лет назад, вспоминают местные жители, в Ялте едва не случился экологический кризис. Связан он был с плохой уборкой мусора с улиц. Ситуацию жителям пришлось исправлять самостоятельно: устроили субботники и убирались. С тех пор, по словам служащей отеля Екатерины Банщиковой, в городе следят за чистотой. А еще Екатерине Анатольевна нравится, что в Ялте мало где можно курить:

- Раньше ходили по улице с папиросками, где докурят - там и бросят. Окурков было - страсть как много. А сейчас - все, порядок, места для курения установили, и никаких делов.

Про "никаких делов" - подтверждаем: где можно покурить в Ялте - большой вопрос. Конечно, мы за здоровый образ жизни, и курение - смерть, но не предупредить заядлых курильщиков о том, что их права тут ужаты, нельзя: найти кафе с залом для курящих проблематично. А за курение на улице в неположенной месте или в машине (даже своей!) оштрафуют мигом, не отмажетесь.

Дворцы и имена

"Русский след" в истории как Крыма, так и Ялты, очевиден. У Юсупова был дворец в Кореизе, Гурзуф прилек Губонина тайного советника, Симеиз - графа Милютина, Мисхор - Нарышкина.

- А хотите посмотреть Массандровский дворец? - таксист Дима резко сворачивает направо и мы, не успев и слова сказать, летим вперед, вверх. Начиная с середины XIX века пригород Ялты - Ливадия - стала южной резиденцией царской семьи. Но мы едем в другое место: в дворец императора Александра III. Приобретая для государя эту собственность, подчиненные отметили правильную кладку дворца и его прочность, что позволило им отдать за строение 85 тысяч рублей...

После переделки здание изменилось до неузнаваемости, и сегодня, приехав сюда, вы увидите не просто помпезный дворец, а уютный терем из старой сказки. Потом тут была так называемая госдача - на ней отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев...

А в театре дают Оффенбаха...

К вечеру на набережную Ялты стекается народ - уже есть отдыхающие, хотя основного наплыва ждут на майские праздники.

- Берем Новый завет, в подарок от Господа Евангелие! - статный человек-громкоговоритель прохаживается мимо равнодушного Ленина и раздает книги.

Маркетинг несколько агрессивен и мы просто шарахаемся в сторону. В Ялте настолько тихо и спокойно, что эта встреча отчего-то выбивает из колеи.

- Советую взять камбалу. Ее поймали только-только, - официант Максим совсем было заскучал без посетителей, и мы для него - подарок.

Рыба и правда сказочная и совсем, к сожалению, не похожа на ту, которую в большинстве своем предлагают столичные магазины.

Максим советует:

- Обязательно прогуляйтесь по набережной, по Чеховским местам прогуляйтесь. Вы знаете, что Чехов тут "Вишневый сад" написал?

Знаем. А еще - "Три сестры". и "Невесту". Имя Чехова носит и ялтинский театр. В ближайшие выходные там дают Оффенбаха.

... Недалеко от знаменитой Эспаньолы обнаруживаем памятник Юлиану Семенову. Его поставили тут два года назад - писателю тут хорошо работалось и ялтинцы этим гордятся. Рассказывает нам об этом местная жительница, Алина Майкова. А потом напоминает:

- Писатель - вроде как московский, а памятник ему у нас стоит. Но ведь наши города - побратимы. Ялта и Москва. И помогали нам москвичи как, а?

Да, побратимы. Может быть, поэтому тут так хорошо. И чувствуешь себя совсем как дома.

А может еще и потому, что неофициальным девизом Ялты давно стала фраза: "Ялта - город счастья".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ялтинская киностудия: вернется ли орел на свою скалу

ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ». РЕПОРТАЖ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ОЛЬГИ КУЗЬМИНОЙ И НАТАЛЬИ ЕСИПОВОЙ ИЗ КРЫМА. Скульптура «Рабочий и колхозница» - символ Мосфильма, «Медный всадник» - это, конечно, «Ленфильм». Орел, сидящий на скале – это знаменитая Ялтинская киностудия. Помните эту картинку? Возможно, уже не очень. Потому что это когда-то, до распада Советского Союза, Ялтинская студия была популярной кинематографической площадкой огромного государства.

Да что там – первый фильм на этой кинофабрике сняли раньше, чем в Голливуде, даже более того – за два года lо основания американского кино-монстра! Первым оценил преимущества Крыма для кинематографа Александр Ханжонков.

В 1911 году он снял грандиозную по тем временам ленту «Оборона Севастополя»: огромный бюджет, первые в мире съемки двумя камерами сразу, в батальных сценах были задействованы армейские части (далее).

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Крым живет под лозунгом спокойствия

Недавно грохотавший событиями Крым сегодня спокоен. Туристов тут пока еще мало, и утро в Ялте начинается неспешно, тягуче и лениво: даже кафешки тут открываются чуть позже по московским меркам. Ялтинцы улыбчивы, неспешны и умиротворены. Но известия о событиях в Донбассе и Луганске людей равнодушными не оставляют. Стоит спросить об этом - лица становятся напряженными и расстроенными. Ну а как иначе, тут люди сами недавно переживали глобальные перемены, и как это - забыть не успели (далее).

amp-next-page separator