Кинокритик Кирилл Разлогов: Сноудена ждет та же кинематографическая судьба, что и Ассанжа
Сюжет романа "Время спрута" завязан вокруг истории американского информатора, преследуемого американским правительством и оказавшегося в транзитной зоне российского аэропорта в ожидании решения Москвы о предоставлении убежища.
Впрочем, останавливаться в работе над фильмом всего на одной книге режиссер не собирается – чуть раньше Стоун приобрел права на книгу журналиста Люка Хардинга "Файлы Эдварда Сноудена: история самого разыскиваемого человека в мире изнутри". В романе описывается жизнь бывшего сотрудника спецслужб США до того момента, как он приступил к раскрытию тайных методов работы американской разведки. Поэтому логично предположить, что книга Хардинга ляжет в основу первой части сценарного плана, а Кучерены – второй. Автор концовки – неизвестен, предполагается, что это будет сам Стоун, специализирующийся на политических фильмах, вроде «Сальвадора» - о жестоком терроре в Никарагуа, финансируемом администрацией Рейгана или смелой ленты «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе».
Предположительно, съемки фильма начнутся еще до конца текущего года.
КОМПЕТЕНТНО
В ожидании начала съемок фильма об Эдварде Сноудене «ВМ» поговорила с кинокритиками о том, какая судьба ждет кинематографического разоблачителя после премьеры. Нашими собеседниками стали Кирилл Разлогов - публицист, автор и ведущий программы "Культ кино", директор Российского института культурологи, и Юрий Гладильщиков - российский кинокритик, колумнист, автор путеводителя по современному кино - «Справочник грёз».
- Если раньше американским героем был Джеймс Бонд, работавший на правительство, можно ли сказать, что сейчас наступило время новых героев, вроде Сноудена, который это самое правительство сдает?
Кирилл Разлогов:
- Это всегда было так. Звезды формируются как среди официальных героев, так и среди злодеев. Я не удивлюсь, если в скором времени появится фильм об Усаме бин Ладене. Кинопромышленность выбирает тех, на кого клюнет массовый зритель. И пока он «клюет» на официальные лица – то героями становятся именно они, когда «клев» заканчивается, героев делают из антиофициальных персонажей. Это больше зависит от экономической, чем политической конъюктуры.
- Будет ли фильм про Сноудена интересен американцам?
Кирилл Разлогов:
- Я думаю, что где-то фильм будет популярен, а где-то – не очень. Где-то – и вообще будет запрещен. Если в США его все-таки выпустят, то там его ждет значительно больший успех, чем в любой другой стране мира, не исключая Россию.
Юрий Гладильщиков:
- Этот фильм будет, по мнению Оливера Стоуна, политически актуальным. Только действительно будет ли он таким – большой вопрос. Лично я в этом не уверен, потому что Стоун все-таки не тот, каким он был тридцать лет назад.
Кирилл Разлогов:
- Оливер Стоун, конечно, уже не тот. Но это не значит, что он стал хуже – он просто стал другим. Сейчас он более зрелый, а потому – более интересный. Но при этом - менее сенсационный. А сенсационность здесь имеет принципиально важное значение.
- Как вы думаете, имеет ли право адвокат писать и продавать права на книгу, где в сюжете которой лежит история его подзащитного.
Кирилл Разлогов:
- Имеет, если эти права подзащитным ему переданы. Если эти права украдены – тогда, конечно, нет. Эдвард Сноуден должен был подписать соглашение с тем, что его история ляжет в основу книги. Я думаю, что скорее всего он его и подписал, ибо знаю, что такой опытный юрист как Анатолий Кучерена не стал бы нарушать закон об авторском праве.
- Как вы думаете, кто лучше всего из актеров смог бы сыграть роль Сноудена?
Кирилл Разлогов:
- Здесь может быть любая звезда, которая на него физически похожа, с большим или меньшим актерским талантом. Главное – этот человек должен разделять взгляды Сноудена. Если актер его позицию не примет – то игра будет фальшивой, и это будет сильно бросаться в глаза.
- Триллер Билла Кондона о Джулиане Ассандже "Пятая власть", вышедший в прошлом году, так и не стал успешным, несмотря на участие в нем Бенедикта Камбербэтча. Как вы думаете, не грозит ли та же участь ленте о Сноудене?
Кирилл Разлогов:
- Сейчас такое время, что особая популярность фильмы этого жанра не ждет, даже наоборот – политические картины массового зрителя вообще могут оттолкнуть. Сегодня зрители с удовольствием смотрят экзотику, космические корабли, приключения – но не политику. Фильм про Ассанджа априори не мог быть особенно популярным: сам герой второстепенный, мало кому интересный. Сноуден в принципе – тоже самое, так что думаю, что его ждет та же кинематографическая судьба, что и Ассанжа.
Юрий Гладильщиков:
- Не совсем согласен. Все-таки Ассанж успел сильнее всем приесться – у него и времени на это было больше. Сноуден в этом плане – еще свежачок, поэтому его герой может рассчитывать на больший успех в мире, чем Ассандж. Но в России их шансы с Ассанджем – практически равны: в нашей стране оба героя зрителям не очень интересны.