Иосиф Кобзон - пока могу - буду петь
- Иосиф Давыдович, вы до сих пор даете концерты. Трудно ли находить стимул, чтобы выйти на сцену сейчас, когда вы фактически пребываете в статусе живой легенды нашей эстрады?
- Отвечу вам очень просто — я очень люблю петь. Пою с детства, это мое любимое занятие в жизни. А когда занимаешься любимым делом, о дополнительных стимулах не думаешь. Меня никогда не интересовали гонорары, мол, Кобзон поет только за большие деньги. Мне эта тема не интересна. И артисты, которые ставят гонорары во главу угла, очень быстро заканчиваются как артисты. Мне нравится отдавать слушателю сердце и душу — это самое главное в профессии певца.
- Но когда вы несколько лет назад заявили о прекращении гастрольной деятельности, многие восприняли это как готовность покинуть сцену.
- Нет, я никогда не собирался уходить со сцены. И сейчас вам скажу, что петь буду, пока смогу. Постоянные гастроли действительно пришлось закончить — все-таки здоровье, к сожалению, не железное. Но я все равно выступаю в разных городах — я чувствую, что у нас со слушателями есть взаимная потребность друг в друге.
- Как-то раз вы признались, что были в вашей жизни случаи, когда приходилось петь под фонограмму. А как вы вообще относитесь к современным артистам, которые нередко «исполняют песни» при выключенном микрофоне? - Когда я пел под фонограмму — это всегда были вынужденные решения, компромиссы с самим собой. Например, телевизионные концерты. И я всегда в таких случаях волновался и чувствовал себя неловко. Говорят, что не может быть двух абсолютно одинаковых спектаклей. Но и одна и та же песня не может быть исполнена одинаково! Настоящий артист всегда вкладывает в нее те конкретные эмоции, которые переживает в момент исполнения — иначе песня превращается в бездушный механизм. То есть любая фонограмма — это нечестно. Но у нас сейчас вообще много нечестных песен и нечестной музыки, тут одно порождает другое.
- Вы счастливы в браке со своей женой, Нинель Михайловной, уже больше 40 лет. В чем секрет семейного счастья?
- Думаю, в том, чтобы жить каждый день так, чтобы было что вспомнить. Чтобы вместе подводить какие-то радостные маленькие итоги. Честно говоря, я и не заметил, как быстро пролетели все эти годы рядом с Нели. Мы ведь познакомились с ней, когда я был уже в зрелом возрасте. За плечами у меня было два брака, которые распались. И я не мог себе позволить в очередной раз связать свою судьбу с женщиной, с которой в какой-то момент все пойдет не так, как нужно. К счастью, именно тогда в моей жизни появилась Нели. Вот, кстати, с предыдущими женами у моей мамы отношения не складывались. А с Нели она сразу нашла общий язык.Может быть, именно в этот момент у меня и отпали все сомнения.
- Вы говорили, что мама была главной женщиной в вашей жизни. Как удавалось избежать конфликтов между невесткой и свекровью?
-Нели прекрасно понимала, какое у меня отношение к матери — она мудрая женщина. Как и моя мать, которая вырастила пятерых сыновей, которые женились и привели в дом своих супруг — с каждой из них мама строила очень теплые и доброжелательные отношения. Когда мы с Нели только поженились, я ей сказал: «Твои хорошие отношения с моей мамой станут залогом нашего семейного счастья». Но мог бы и не говорить, потому что все и так сложилось как нельзя лучше — это и есть судьба.
- Помните свое самое раннее детское воспоминание, которое потрясло вас?
- Я дитя военного времени. Я помню мой разрушенный Донбасс, помню детские игры на развалинах. И голод. Помню карточную систему — как мы держали у сердца хлебную карточку с мыслями о том, что не дай бог ее потерять. Поэтому для меня те песни о войне, которые я пою, — это не просто песни, а боль. Боль народа, пережившего эти страшные времена и сумевшего победить. И моя боль, конечно, тоже. Вообще война окрашена в разные краски. В основном, конечно, печальные. Радостные цвета — это только 9 Мая. Я помню, как в нашей коммуналке на 10 семей в этот день в 1945 году раздался крик. А в коммуналке кричали обычно, когда приходила похоронка. Я вышел в коридор и увидел, что все соседи улыбаются, плачут и кричат. Я спросил у мамы: «Что случилось?» Она в ответ произнесла: «Победа, сынок!» Думаю, что это был самый счастливый день в моей жизни.
КСТАТИ
Иосиф Давыдович Кобзон родился 11 сентября 1937 года в г. Часов Яр Донецкой области. Первые выступления прошли на сцене Днепропетровского горного техникума, в котором он учился. В армии служил в ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа. Был солистом Всесоюзного радио, работал в Росконцерте и Москонцерте. С 1970 года начал выступать сольно. Самый первый выпуск «Песни года» в 1971 году открывала песня «Баллада о красках» в исполнении Кобзона. Был трижды женат, в том числе на Людмиле Гурченко. Имеет сына, дочь и семь внуков. Занимается бизнесом и политикой.
Он песне отдал все сполна
Два года назад на юбилейном концерте в Кремле Иосиф Кобзон заявил, что закончит свою концертную деятельность в день своего 75-летия. Но полностью от выступлений известный певец после юбилея не отказался и продолжает радовать поклонников и сейчас. Кстати, одно из его выступлений побило все рекорды. 11 сентября 1997 года на юбилейном концерте «Я песне отдал все сполна» в честь своего 60-летия в ГЦКЗ «Россия» Кобзон пел больше десяти часов.
Почетный гражданин столицы
Иосиф Кобзон — обладатель самых разных наград и званий. В 2009 году за заслуги и большой вклад в развитие отечественной культуры ему было присвоено звание Почетного гражданина Москвы. Всего же сейчас певец является почетным гражданином 28 городов — Анапы, Саратова, Бишкека, Днепропетровска, Краснодара, Донецка... В последнем 11 лет назад в честь известного земляка открыли памятник. Правда, после того как Кобзон осудил Евромайдан, статуя неоднократно страдала от вандалов.