Мы в тренде, брат!
Разминка.
Виталик — юный корреспондент. По-газетному — юнкор. И Муща — юнкор. Мы все трое сотрудничаем с одной газетой. При этом мне подходит приставка «стар»... Вы можете считать, как хотите. Но, как бы на полях, замечу: по-английски star — звезда...
Виталик сказал мне:
— Посмотрим выступление мастеров хип-хопа! Это недалеко — в Печатниках, в кинотеатре «Тула».
Стояла жара, плюс 30...
Где Тула и где хип-хоп?
— Ты знаешь, — уклончиво сказал я Виталику, — я довольно неплохо знал цыганочку и степ. Когда-то я даже бил чечетку.
Разумеется, танцевать цыганочку я не стал. Но я ее слегка обозначил. Небрежным потряхиванием плеч и невнятным постукиванием каблуков. Знаете, так негромко дал копытцами. Виталик посмотрел на меня скептически.
— Стар-кор, если он не хочет выпадать из тренда, должен знать хип-хоп! К тому же там сегодня выступает Муща. Он — наш друг, — укоризненно добавил Виталик. Я давно заметил — в выгодные для себя моменты подростки становятся просто какими-то старичками-моралистами.
С Мущей и Виталиком мы в прошлом году ходили на байдарках по Селигеру. Вот именно что «ходили». Плавает, как известно, нечто в проруби. А настоящие сплавщики, как и моряки, «ходят». Муща выполнял роль «голубя» в наших многочисленных озерных распрях с Виталиком. Но представить его в роли мастера модного танца?!
Где Муща и где хип-хоп?!
Вообще-то Муща — Тема Мущенко, Артем, благодушный парняга в очках, внешне — полный «ботан». Учится очень хорошо. В отличие от некоторых. Не будем показывать пальцем.
Но Виталик прав.
На Селигере мы сдружились.
На Новый год они мне подарили с Виталиком классную Zippo. «Настало время подарки оправдывать?» — подумал я.
Короче. Поехали в «Тулу».
Первый раунд
Я, конечно, в хип-хопе не такой уж и профан. Видел, как дергаются и уходят в нижний брейк подростки в вязанных шапочках и в джинсах-облипонах. Дергаются, как будто у них в одном месте батарейка. Похожи то ли на больных клоунов, то ли на роботов. Поражало, конечно, то, что они могут крутиться на голове. А танцпол-то, однако, не мягок... Думал я. Некоторые вращались прямо на асфальте.
Вот примерно то же самое я увидел в первом раунде битвы хип-хоперов на сцене «Тулы». Даже два штатовских гостя — Пол Росс и Дия Севилья, выступавших в роли судей, меня не удивили. Они тоже станцевали.
Показали свое американское великолепие. Зал кинотеатра, набитый до отказала, принимал их на ура — орал, свистел, хлопал и шел на стон.
То есть в минуты полного восторга он выл от блаженства и стонал от счастья.
Я сначала распластался на полу у сцены — свободных мест не было, хотя мы с Виталиком честно купили входные билеты по 300 рэ.
Виталик — так тот просто сразу упал на пол и пополз к выгодной для обзора точки. Там достал планшет. Изображал из себя юнкора в тренде. У меня были белые штаны и модная рубаха. Тоже почти белая. Ну и что теперь? Как поется в песенке из модного телесериала «Оттепель». По-пластунски, что ли?!
Тут какой-то подросток — они просто перешагивали через меня, а некоторые наступали, правда не больно — сказал:
— Дяденька! Ты чего тут лежишь? Тут все танцоры! Ждут своего выхода. Видишь, вон между колонками стул стоит? Это для главного режиссера. Никто не знает, кто главный режиссер, но сесть все боятся. А ты иди и сядь! Все будут думать, что ты — главный!
Мне эта мысль понравилась.
Действительно, пусть все думают, что я — главный, типа star...
Вообще все подростки, несмотря на агрессивную дерготню на сцене, были настроены благодушно. И обращались друг к другу словом «брат». Оно и понятно. Ведь хип-хоп зародился в Америке, в афроамериканских кварталах Бронкса. Танец протеста. Хиппи, хип-хоп, хипстеры — это все однокоренные слова. Посмотрите Справку. Чернокожих среди наших пацанов я не заметил. Но вообще-то негры — молодцы. Сначала они заставили весь мир петь, плакать и танцевать под свою музыку. Разве не так?! А потом вообще запретили слово «негр». Говорят, что теперь даже из книг вымарывают. Политкорректность. Бедная Гарриет Бичер-Стоу! Ее бессмертную книгу «Хижина дяди Тома» придется сильно править...
Второй раунд
Я уже сидел на режиссерском стуле и некоторые начали меня фотографировать на телефон. Виталик тоже сфотографировал. На планшет. Позировать было трудно — я же не танцор. Мне мешал стул, на котором я сидел. Он ходил подо мной ходуном. Так шатало от громких и ритмических битов, рвущихся на волю из колонок.
И вот тут началось настоящее... Стали выступать команды. То есть целые танцевальные ансамбли. И все они, на мой взгляд, были великолепны. Что делал наш Муща на сцене — уму непостижимо! Если бы он так же вел себя в байдарке на Селигере, то мы бы утонули через тридцать секунд. Тема танцевал во второй или третьей даже линии группы Art House, хореограф — Алексей Арапов, но нам с Виталиком было абсолютно ясно: Муща — фронтмен! Почему это не видят судьи и хореографы? Виталик свистел и громко кричал от радости. Я чуть со стула не упал — так хлопал. Меня уже никто не фотографировал. Потому что я убрал со своего лица брезгливое выражение, свойственное многим главным и многим звездам. Оно само собой ушло. Муща крутился волчком, щетинился, как еж... Голова шла в одну сторону, ноги — в другую, руки в третью. И все это в полном синхроне с остальными танцорами. Смесь пластики, танца, акробатики и невиданных физкультурных упражнений. Мне казалось, что в жизни наш Мущенко — слегка увалень. Такой добрый мишка в очках... Или опоссум. Это не совсем то, что вы подумали. Опоссум — милое млекопитающее, водится в Аргентине, Южной Америке. И никого не кусает. Но тут Артемий творил такое! Некоторые подростки у сцены стали вскакивать и повторять за Мущей движения! Виталик тоже не выдержал — вскочил и задергался. Я еле-еле себя сдержал! Образ главного не позволял мне «оттопыриться». То есть пойти в разнос.
Третий раунд
Особенно меня поразил женский коллектив хип-хопок, если их так можно назвать. Они танцевали в черных сетчатых юбочках. Знаете, такие — все видно. Или — почти все. На майках было написано GF — Gale Forse, хореограф — Анастасия Чередникова. Очень много сексуальности! Ну просто очень много! С английского gale forse — ураганная сила.
Но лично я никакой вульгарности и пошлости не заметил. Не знаю, как судьи из Америки — Пол и Севилья. Я почувствовал, как во мне поднимается ураганная сила, сравнимая с маленькой яростью. Хотелось выскочить на сцену и потанцевать с каждой из девушек. Хотя бы парочку па кинуть. Я опять себя еле сдерживал. К тому же подросток, который назвал меня «дяденькой», стал выкрикивать слоган: «Заторчала вся Европа от Московского хип-хопа!» Зал подхватил в патриотическом раже: «Опа-опа-опа! Америка-Европа!» И еще добавляли какие-то рифмованные слова. Нетрудно догадаться. У нас сейчас вообще с этим все в порядке. В смысле — с патриотизмом. Я кричать не стал. Потому что, во-первых, я не танцор. Мне все время что-то мешает — взять однажды и разучить до конца хотя бы гопак. Или, на крайняк, барыню. А во-вторых, я помнил о Марке Твене, слове «негр» и политкорректности, охватившей Украину, страны Балтии, Европы и Америки. Я, как самый взрослый в зале, должен был сохранять политкорректность. Вдруг американские судьи Пол Росс и Дия Севилья, присутствовавшие на нашей тусовке в «Туле», начнут обвинять меня в отсутствии толерантности, упрекать в антимайданном настроении и «незаконном» захвате Крыма?!
Вполне справедливо.
Где я и где толерантность?!
Кстати говоря, я их потом встретил в коридоре. Такие гибкие и симпатичные америкашечки. Они меня не то что про Крым, а вообще ни о чем не спросили. Это и понятно — звезды!
Где мы и где протестные кварталы Нью-Йорка?! Хотя лично мне показалось, что наш с Виталиком друг Муща хип-хопствовал, если можно так выразиться, ничуть не хуже Пола и Дии. Он просто неистовствовал в танце! Муща-ураган. Вот как нам хотелось назвать нашего друга. Артем, между прочим, тоже за присоединение Крыма. Хотя он и МущенкО — ударение на «о».
Четвертый раунд
Но круче всех оказался замес группы StartREC357! Хореограф — Евгений Южков. Они представили на наш суд композицию... «Внутренние органы». Я пригляделся — точно внутренние. Солистка, исполняющая, например, сердце, выезжала на сцену в красном трико и на красном же велосипеде. Тук-тук, тук-тук, тук-тук.... Стучало сердце. Я, честно говоря, думал, что хип-хоп — это только протест, эротика и поиски справедливости. Но оказалось, печалька и нежность — тоже. И лиричность! Сколько лиричности показали нам с помощью танца в деятельности наших внутренних органов солисты и солистки замечательной команды! Оказывается, все эти кишочки, печень и селезенка, а также и желудок (на сцене стоял подсвечиваемый плакат-схема внутренних органов) обладают удивительной пластикой и определенной музыкальностью... Даже когда освобождаются от продуктов распада. И этот «процесс» был мастерски показан. Лично у меня никакой ассоциации с физиологией не возникало. Не знаю, как у Виталика. Он почему-то ехидно мне подмигивал.
О печалях, любви, ревности и расставаниях — отдельно. Хип-хоп демонстрирует все краски жизни.
Вот берег моря, одинокий мужик сидит на песке... Белая, как у меня, рубаха, штаны завернуты до колен. Пьет прямо из горлышка холодное шампанское. Пузырьки лопаются в горле. Красивая женщина бежит по песку, волна смывает ее следы, по горизонту плывет кораблик и пропадает... Почему холодное шампанское? Да потому что, во-первых, жара, черт побери, стоит страшная. Во-вторых, картинка про меня. Я люблю сидеть на песке в белой рубахе и в закатанных штанах, пить из горлышка шампанское, и чтобы женщина, как чайка, взмахивала руками. Как крыльями... И пропадала вдали... «Я так была влюблена, мой друг, и что теперь?!»
В общем, вы дальше помните. Модная «Оттепель», в тренде. Циничный Хрусталев, оператор.
Короче
Ночью приснился, конечно, хип-хоп. Танцую где-то в американском кинозале. Нижний брейк, верхний, ухожу в кручение, потом щетинюсь, как ежик... Потом встаю на голову! Прямо чувствую своей русской башкой их жесткий американский пол. Очень технологично! В зале равнодушные и даже слегка брезгливые лица. Как будто они здесь все — главные. А я — какой-то вертлявый фраер. Или, что им ближе, зеленый человечек. Ухожу со сцены под стук собственных копыт. В спину — три жидких хлопка, как три выстрела. От моей фанатки-однофамилицы — еврейской эмигрантки, затерявшейся где-то на галерке. В Америке, кстати, Куперов — как семечек на русском базаре. Сам проверял, по телефонным книгам.
М-да...
Просыпаюсь в поту — сегодня обещали плюс 35.
Собираемся на днях на Селигер. Надо бы договориться с Мущей об уроках хип-хопа на открытом воздухе.
Открытом, потому что композиция «Внутренние органы» теперь не дает нам покоя. Ни мне, ни Виталику. Главное — не в палатке и не в байдарке, разумеется.
А то ведь доведись когда-нибудь, опозоришься где-нибудь в Америке. Великой стране великого хип-хопа. У кого-то Чайковский и Достоевский. А у кого-то — хип-хоп. Мультикультурализм — соседство и толерантность разных культур.
Да, чуть не забыл! Наутро, после ужасно неприятного сна, дико болела голова. На которой я якобы крутился. Я ее всю ощупывал. Болела не внутри, а сама поверхность. То есть кость.
Анекдот помните?! Гиви говорит: «Голова не может болеть! Это же кост!!!»
Оказалось, еще как может.
В ТЕМУ
Хипстер — от жаргонного to be hip. Что переводится примерно как « быть в теме». Отсюда же происходит и слово «хиппи».
Первоначально означало представителя особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джаза. В наше время хипстеры — обеспеченная городская молодежь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаус-кино, современной литературой.
Своя стилистика в поведении и одежде.
СПРАВКА
Одним из основателей хип-хопа считается ямайский диджей Кул Герк.
Английское hip — ура, hop — прыжок. Субкультура хип-хопа зародилась в 1974 году в афроамериканских кварталах Бронкса (Нью-Йорк). Музыкальный жанр. Является сочетанием четырех элементов субкультуры — брейк-данс, граффити, диджеинга и эмсинга. Содержание песен варьируется от легкого и непринужденного, вроде воспоминаний о «старых, добрых временах», до поднятия социальных проблем.
Хип-хоп танцы предполагают импровизацию, свободное совмещение техник, стилей, изобретение новых движений. Основа хип-хопа — свободная работа корпуса и ног, что придает танцору расслабленный вид. Танец выглядит физически несложным. Однако нагрузка идет на все виды мышц. Овладение техникой Х-Х требует больших физических усилий и долгих тренировок.
СЛОВАРЬ
Zippo — фирменная зажигалка.
Оттопыриться — молодежный сленг. Оно же — отвиснуть, оторваться, отжечь. Точных аналогов не имеет.
Быть в тренде — знать новые тенденции и в них участвовать.
Облипоны — молодежный сленг. Очень узкие джинсы.
Печалька — печаль.
Замес — здесь — выступление.
Торчать — молодежный сленг. Здесь — удивляться.
ОБ АВТОРЕ "ВМ"
Александр Купер — московский литератор. Автор повестей и романов. Готовит первый киносценарий. Лауреат международной премии «За современное использование русского языка». Сотрудничает с « ВМ». Пишет репортажи в жанре иронической прозы.