Роман с метро Дарьи Донцовой
Мы встретились в загородном доме под Москвой, где Дарья Аркадьевна живет уже почти десять лет. Дом подвержен культу мопсов, изображения которых встречают вас от ворот и сопровождают по всему дому в виде ковриков, плакатов, запрещающих знаков, статуэток, рисунков, подставок и многого другого. Живые объекты культа тоже присутствуют, но ждут своего часа, пока помощница Анжела не получит команду: Выпускай!
И тогда на вас радостной лавиной вылетят четыре очаровательных существа, оближут, подставят брюхо для почесывания, тут же приревнуют друг к другу и замрут в ожидании лакомства. И это еще без учета аквариума с рыбками, и аквариума с замечательной пятнадцатилетней черепахой, которая не только узнает хозяев, но и приветственно машет им лапой, выползая на камень, когда машина въезжает во двор. А на веранде, где мы разговаривали, то и дело спускалась вниз за орехами белочка - еще одна обитательница тихого дома, где и рождаются романы Дарьи Донцовой.
- Когда Вы успеваете столько писать?
- Я пишу каждый день. Все пишу сама от руки, а потом бедной машинистке приходится разбираться в моих каракулях. Но уж так я привыкла и по-другому не могу. (Тут выясняется еще одна деталь - Донцова, когда пишет, выключает телефон и ни на что не отвлекается. И пусть весь мир подождет).
- Наше интервью в первую очередь прочитают те, кто ездит в метро. Вы давно им пользовались?
- Я довольно часто езжу в метро, в городе пробки, и если я куда-то опаздываю, спускаюсь под землю. Конечно, раньше, во времена моей юности, в метро было меньше народа, там не стояла такая духота, станции походили на дворцы и уж точно не имелось попрошаек. Но и тогда, и сейчас метро наиболее удобный вид транспорта в Москве. С севера на юг можно проехать за сорок минут, на машине вы потратите на подобное путешествие намного больше времени. Узнают ли меня в подземке? Нет. В обыденной жизни я мало похожа на девушку из телевизора, у меня нет роскошной прически, большого количества грима, а без макияжа я такая, как все. Так, иногда смотрят и думают: она или не она?
Совсем недавно, неделю тому назад, со мной произошел очень смешной случай. Я вошла в метро, нашла свободное место, села на диван и вынула планшет. И вдруг заметила, что напротив меня сидит семейная пара: муж и жена, женщина читала мою книгу. Читала-читала, в какие-то моменты начинала смеяться, толкала супруга, тот от нее отмахивался, очевидно, ему надоели читки вслух Дарьи Донцовой. И тут вдруг в какой-то момент женщина оторвалась от текста, посмотрела на меня, потом на мужа, потом опять на меня, на мужа, перевернула книжку, глянула на фотографию, потом опять посмотрела на мужа и что-то жарко зашептала ему на ухо.
Мужчина оторвался от своего телефона и уставился на меня. Он очень долго и пристально рассматривал мое лицо, а потом громко-громко, на весь вагон сказал: «Да ладно тебе! Что на книжке, что в телевизоре, она там красивая, а ты на эту посмотри: глядеть не на что. И будет тебе Донцова в метро кататься? Да никогда!» , и после этого снова уткнулся в свой мобильный. Женщина разочарованно продолжила читать книгу. Честное слово, у меня появилось желание встать и сказать: «Ей-богу, это я! Хотите, дам вам свой автограф?», но я постеснялась это сделать. Наверное, зря. Думаю, женщине было бы приятно его получить, ведь все знают, что автограф Дарьи Донцовой приносит удачу.
- Сегодня ваши книги знают в стране практически все. Даже если делают вид, что никогда не читали. Но вы активно боретесь с книжным пиратством, прежде всего с электронным. Вам не хватает читателей?
- На самом деле, те, кто ворует электронные версии книг, грабит не нас – писателей и издателей, а самого себя и своих друзей и всех остальных читателей. Мы выживем, у нас есть бумажные издания. Но это в голову не приходит.
- Когда теряют свое, тогда понимают. Но понимания, что и электронная книга свое – пока у наших читателей нет.
- И очень жаль. Я рада, когда издательство на мне зарабатывает хорошие деньги. На меня, Татьяну Устинову, Александру Маринину, Олега Роя часто свысока смотрят "серьезные" писатели, которых издает мой издатель. Дескать, давайте убьем Донцову. Но они не понимают, что без наших миллионных тиражей, их книги просто никто не смог бы издать. Мы приносим прибыль, на которую можно издавать высокую литературу. Примерно такая же ситуация и с пиратством. Для того, чтобы больше книг появилось в электронной библиотеке, и при этом они были хорошего качества, прошедшие корректуру, с иллюстрациями - нужны деньги. Вы же не сомневаетесь в том, что за книгу нужно заплатить, когда приходите в книжный магазин. Так почему же не надо платить за электронную книгу?
У нас в стране еще во времена моей юности народ все нес из НИИ в канистрах, с заводов через проходную. Потому что все как бы ничье, а мне пригодится. Это все на генетическом уровне. Так делали бабушка и дедушка, мама и папа. И пока мы от этого не избавимся, так все и будет продолжаться.Гонорары за электронные книги только у меня растут с каждым годом. Но они составляют сотую часть от того, что я получаю за бумажные версии книг. И я без денег за электронные книги могу жить совершенно спокойно. Но мне жалко этот рынок. В него вложено много сил и энергии. И есть люди, которые не хотят читать бумажные книги по разным причинам: не любят, не хотят, тяжело.
- А самое главное, что две эти составляющие издательского рынка могут сосуществовать параллельно и помогать друг другу развиваться.
- Есть люди, которым я отдам книгу бесплатно. Но сама. Я не хочу, чтобы на моем труде кто-то зарабатывал, не вложив в это ничего. А еще электронная книга дешевле. И в конечном итоге будет доволен читатель. И привыкнет к тому, что нужно электронные книги покупать. Привыкли же у нас автомобилисты уступать дорогу пешеходам. Через штрафы, через ужесточение закона. А для кого-то просто дошло, что это нужно делать. Но привыкли. Так и с книгами. В конце концов, если будут средства, то и качество электронных книг вырастет. Это вопрос эволюции и взаимоуважения.
Настоящее имя: Агриппина Аркадьевна Донцова, в девичестве Васильева. Писательница и телеведущая, автор «иронических детективов», член Союза писателей России. До 1983 года работала в "Вечерке", которую любит до сих пор.
Дарья Донцова остается самым читаем писателем России. Только за прошлый год суммарный тираж ее книг составляет 2831,5 тысяч экземляров. Ни один другой отечественный писатель к этой позиции даже не приблизился.
СПРАВКА
Настоящее имя: Агриппина Аркадьевна Донцова, в девичестве — Васильева. Писательница, телеведущая, автор «иронических детективов», член Союза писателей России. До 1983 года работала в "Вечерней Москве", которую любит и вспоминает до сих пор.