«Здравствуйте, дети! Меня зовут...». 800 лет учительского стажа Колюкиных-Новиковых
1 сентября школы зазвенели детскими голосами: наступил новый учебный год. В Центре образования № 2006 в Северном Бутове учеников встречают учителя из 30 династий!
Альпийская горка, карликовые березы, розарий — это не элитная дача, а двор государственной школы. Во многие клумбы воткнуты изображения сов. Та же эмблема — на стене здания. Внутри в оформлении школы тоже эти символы мудрости. Директор образовательного центра № 2006 Вера Илюхина, которая строила эту школу и руководит ею уже 11 лет, коллекционирует сов и сделала эту птицу общим символом. Так что теперь «мудрых пернатых» собирает уже вся школа.
Птичка за птичкой — словно по стрелкам — нахожу кабинет директора.
— ...А сколько лет вашему сыну будет 1 сентября? Вы где проживаете? — только что закончился педсовет, и Вера Алексеевна отвечает на звонки. — Вы относитесь к школе № 1356. Записать вас могу. Но очень много учеников. ...Конечно, будет место — я вас возьму.
Глядя на школу, я не удивляюсь, что столько желающих в нее попасть. В типовом здании уместились и зимний сад, и телестудия, и костюмерная. А трем музеям впору соревноваться с краеведческим.
В этой школе устраивают настоящие выпускные балы, к которым дети целый год разучивают танцы — полонез, пазефир и еще 20 других старинных. Да, атмосфера тут какая-то удивительно теплая. Может, дело в том, что тут — сразу три десятка учительских династий?
Журнал и указка — по наследству
— Конечно, не было специального замысла, чтобы брать педагогов из династий, — объясняет Вера Алексеевна. — Так сложилось. Кто-то может сказать про клановость... Но опыт показывает, что дети, которые выросли в семье увлеченных родителей и пришли в профессию, выбрали ее сознательно.
Кстати, сама Вера Алексеевна тоже из педагогической династии. Ее бабушка и мама были учителями начальных классов, эту же специализацию выбрала и юная Вера. Символично, что день рождения директор отмечает 1 сентября.
— У моей семьи 300 лет общего педагогического стажа. Больше всех у Колюкиных-Новиковых — 800 лет. Давайте, я вас познакомлю, — предлагает Вера Алексеевна.
«ДОМАШНЯЯ» ШКОЛА
— Я учитель в третьем поколении, супруга — во втором, а наша дочка — уже в четвертом, получается, — говорит Петр Новиков, глава династии.
Мы сидим в кабинете охраны труда (небольшом, но самом тихом, нас здесь никто не найдет и не побеспокоит). Рядом с Петром Дмитриевичем, учителем физики, его супруга Татьяна Генриховна, завуч начальной школы, и их дочь Анна, учитель английского, — трое похожих и одновременно непохожих друг на друга людей. Я слышу их речь, вглядываюсь в черты лиц и буквально ощущаю это общее: удивительно живые глаза, интеллигентность, открытость...
— У меня отец был строителем — и я хотел стать строителем. Сосед — врачом, и я думал стать врачом. Друзья говорили, что я поступил в педагогический только потому, что он был ближе всего к дому... — смеется Петр Дмитриевич.
— А если серьезно, то династии Колюкиных (это девичья фамилия моей матери) на следующий год будет уже 130 лет. Основал династию мой дед Петр Карпович Колюкин, вот он, на этой старой фотографии, с коровой, — показывает Петр Дмитриевич. — Он работал в Вырьевской школе Гжатского уезда Смоленской губернии. Учил крестьянских детей.
Что удивительно, все восемь детей Петра Карповича — трое сыновей и пять дочерей — пошли по стопам отца.
— Валентина, одна из дочерей Петра Карповича, — моя мать, — продолжает Петр Дмитриевич. — Если сложить всех педагогов, кто есть в роду Колюкиных-Новиковых, то ими можно целую школу укомплектовать, причем и завучами, и учителями.
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
Они жили в Ставропольском крае и на Байконуре, родили двоих детей — Анну и Валентину — и всегда были связаны со школой. Петр Дмитриевич 22 года заведовал отделом народного образования и преподавал физику. А Татьяна Генриховна учила музыке и мировой художественной культуре.
— Кстати, музыка нас с мужем и познакомила, — рассказывает Татьяна Генриховна. — Я тогда руководила вокально-музыкальным ансамблем. А Петр Дмитриевич был секретарем комсомольской организации. И он должен был нас курировать. Знакомство было очень официальным. Потом он стал нас чаще курировать, чаще приходить. Однажды предложил выступить для ветеранов на 7 ноября. Но только чтобы с патриотическими песнями! А мы-то в основном «битлов» пели и другие модные западно-европейские хиты. И я поставила условие: мы будем выступать, если вы будете вести. Петр Дмитриевич согласился. Даже стихотворение, помню, разучил и читал...
Так и сошлись физики и лирики.
ПАХМУТОВСКИЕ «ПЕТУХИ»
— В семье педагогов передается из поколения в поколение определенный опыт мыслей, чувств, опыт разговора, — уверена Татьяна Генриховна. — Даже воспитание в семье учителей чуточку другое.
Петр Дмитриевич с женой согласен:
— Мы никогда не учили детей говорить ням-ням, баба, деда — сразу правильные русские слова произносили — «бабушка», «дедушка»... Не пришлось переучивать, как с иностранного языка.
— Как настоящие педагоги, мы готовились даже к походам на концерты. Однажды мы собирались на вечер Александры Пахмутовой. Девочкам тогда 7 и 8 лет было. Прочитали биографию, музыку послушали. А девочки тайно от нас подготовили вопрос. Вычитали в энциклопедии, что первое произведение Пахмутова написала в пять лет. И называлось оно «Петухи поют». И когда Пахмутова предложила задавать вопросы, девочки спросили: «Расскажите о своем творчестве в период создания произведения «Петухи поют». Пахмутова даже спустя много лет, во время нашей второй встречи, помнила этот вопрос и наших девочек.
Тот случай чуть не поменял профессию Татьяны Генриховны.
— Я тогда решилась показать свои произведения Пахмутовой. Девчонки подпели... Она сказала, чтобы мы приезжали к ней в Москву. Мы даже приехали, а ее не оказалось в городе... А потом жизнь закрутилась... И уже не до того было.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
— Деньги никогда не были главным, — рассказывает Петр Дмитриевич. — Я работал в районо (районный отдел народного образования. — «ВМ»), 170 рублей получал, когда в школах уже зарплаты подняли и учителям платили по 300–400 рублей. Нам всегда важней было моральное удовлетворение от того, что ты делаешь.
И удовлетворение было.
В 1985 году Новиковых отправили поднимать систему образования в Андроповском районе Ставропольского края. А к 2002 году они разработали новую форму организации профильного обучения. Если в сельской школе учатся всего 18 учеников, то как сделать, чтобы каждый развивал те способности, которые у него есть? Как открыть разные специализации для такого количества учащихся? Нельзя же посадить заниматься двух человек? Решение, как и все гениальное, было простым. Если для 15 сельских школ сделать «ресурсный центр» и туда несколько раз в неделю привозить учеников, то соберутся уже 270 человек. А для такого числа слушателей можно открыть разные специализации.
— В то время колхозы еще возили на автобусах... — машет рукой Петр Дмитриевич. — Когда мы эту систему ввели, наши ребята начали поступать в ведущие вузы страны. С этой программой меня пригласили на конференцию в столицу.
А потом позвонили и сказали: вашу методику выбрала Чечня. Там как раз восстанавливали школы после войны. И мы целый год ездили читать лекции в Чечню...
ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА
Они говорят, что в их доме все шкафы, полки, стеллажи заставлены книгами. И что всегда выписывали множество газет. А самый читающий человек в их семье — бабушка. В свои 83 года она еще и по скайпу разговаривает... Татьяна Генриховна ее в пример приводит, когда кто-то из педагогов жалуется, что не может меняться, не может освоить тот или иной гаджет.
— А дети, которых вы учите, поменялись? — интересуюсь.
— Внутри дети остаются теми же, но время другое, оно сложилось. Дети живут относительно этой сжатой пружины. Живут как реактивные, — считает Татьяна Генриховна. — Учителю сейчас очень сложно перестроиться. Видели, как меняется техника? Год назад еще была другая. Дети эмоционально и интеллектуально быстро взрослеют, а физически остаются теми же. Мне это напоминает поезд, который идет, а перед ним подкладывают рельсы. Учитель должен быть соразмерен ребенку. И должен успевать меняться быстрее него.
— А своих собственных детей — учили? — спрашиваю.
— Я вела у дочек мировую художественную культуру.
— А я специально не преподавал в их классах, чтобы не было никаких разговоров, — добавляет Петр Дмитриевич. — Физике я их и дома научу!
Две дочери Новиковых, Анна и Валентина, окончили институт иностранных языков. И если младшая ищет себя в музыке, то Анна работает в этой же школе уже пять лет.
— Я несколько лет преподавала в вузе и не хотела никогда в школе работать, — уверяет меня Анна. — Студентам лекции читать — одно, а детям, мне казалось, — совсем не мое. Однажды зашла к маме в школу. Вижу, ребята из музыкального ансамбля репетируют и дело у них не идет. А я сама без музыки жить не могу, играю на разных инструментах. Я им показала на ударных, на гитаре. И пошло дело.
Директор школы, Вера Алексеевна, об этом узнала. И попросила Анну Новикову зайти поговорить. В итоге уговорила попробовать. Вера Алексеевна даже инструменты для ансамбля приобрела.
— Этим меня и заманила. Думала, ненадолго сменю профессию, а уже пять лет работаю. Но я Вере Алексеевне «отплатила», — смеется Аня. — Я случайно узнала, что она играет на баяне. И предложила директору выступить на концерте. «Некогда мне», — сказала Вера Алексеевна. Но я ее уговорила, как она меня когда-то. Репетировали по ночам, другого времени не было. В заключение школьного вечера мы объявили, что сейчас у нас будет сюрприз. И директор на удивление всем исполнила соло на баяне.
Кстати, младшая дочь Новиковых тоже уже связана с этой школой. Она придумала песню, которую ученики и учителя считают своим гимном.
...Петр Дмитриевич пытается включить эту песню, но вместо нее находит другую. Очень нежную. Написанную ко дню рождения любимого отца. Отвернувшись к окну, Петр Дмитриевич тайком смахивает слезу. Вот тебе и физика.
СПРАВКА
Если сложить стаж всех педагогов, которые работают в образовательном центре № 2006, то получится более 2412 лет. Они ведут английский, математику, химию, русский, литературу, биологию, музыку и другие предметы. Многие учителя начальных классов — из профессиональных династий. И даже логопед, руководитель ансамбля флейтистов и психолог — тоже из семей, несколько поколений которых работают в школе. Поэтому неслучайно среди педагогов есть и заслуженные учителя, и кандидаты наук, и обладатели Гранта Москвы, и почетные работники образования. А сама школа дважды становилась победителем конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» и вошла в тридцатку лучших в России.