Заместитель директора Российского института стратегических исследований, доктор исторических наук Тамара Гузенкова / Фото: Архив

Политолог Тамара Гузенкова: Президент России обращается напрямую к мировому сообществу, минуя идеологические барьеры

Общество
31 августа Владимир Путин в интервью Первому каналу рассказал о своем личном отношении к происходящему на Украине кризису и о попытках России остановить военный конфликт на Юго-Востоке этой страны. Корреспондент "ВМ" обсудил это интервью с политологом Тамарой Гузенковой.

— Владимир Путин в последние дни держит публику в центре внимания. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Политическая ситуация сейчас весьма острая. Президенту России приходится выступать довольно часто, отвечая на наиболее волнующие людей вопросы. Важно, что Владимир Владимирович говорит очень простым, ясным языком. Он способен объяснить любому россиянину, далекому от политических перипетий то, почему Россия поступает так или иначе. Владимир Путин в своей речи обозначил ту позицию, которой сегодня придерживаются большинство граждан страны. Хорошо бы, если это выступление посмотрели не только у нас, но и на Украине. Однако информационная блокада этого не позволяет.

— Видеозапись интервью президента, безусловно, появится в интернете, и с ним сможет познакомится любой желающий.

— Хорошо, если так. Такую вероятность, видимо, учел и он сам. Непринужденная атмосфера, в которой проходила беседа, свидетельствует о желании Путина обратиться к широкой публике далеко за пределами России. Это непосредственное обращение к людям, минуя запрограммированные жестко фиксированным взглядом на происходящее институты управления.

— Главная повестка дня относительно Украины - это вопрос о том, каков путь мирного урегулирования конфликта. Насколько велика вероятность того, что Киев сядет за один стол с представителями самопровозглашенных республик?

— Это напрямую зависит от продвижения ополченцев. Чем больше населенных пунктов они будут занимать, чем глубже они проникнут на территорию, контролируемую сейчас киевскими властями, тем большим весом будут обладать в глазах того же Киева. Вообще, у меня складывается такое впечатление, что руководство Украины уже давным давно провело бы эти переговоры, но, видимо, Америка связывает их по рукам и ногам. Это печально и трагично. Все равно придется сесть за стол переговорв. Но сколько людей должно еще погибнуть.

— Киев сейчас заявляет о вторжении российских войск на территорию Украины, однако его ответ заключается лишь в обращении к международным политическим институтам. Где же проявление суверенной воли государства?

— Такое поведение еще раз подтверждает, что в Киеве укрепилось марионеточное правительство, контролируемое США. Когда они наступали на Юго-Востоке, делали котлы, бомбили мирные города, то решения принимали "сами" и никуда не обращались. А сейчас, когда украинская армия откровенно терпит крах, Порошенко решил перевести ответственность на Россию. Президент Украины с первого дня у власти не признавал необходимости и даже возможности переговоров с протестующими на Юго-Востоке страны. В скором времени ему это сделать все-таки придется.

— Мы уже давно не задаем экспертам вопросы о легитимности тех или иных решений Верховной Рады Украины. Но все же сейчас готовится принятие весьма судьбоносных постановлений, в том числе и об отмене внеблокового состояния страны. Как такие решения могут приниматься парламентом, который уже фактически распустили?

— Сейчас в той неразберихе и каше, которая заварилась в Верховной Раде, Украине разобраться очень сложно. Сейчас они просто договорились о том, что этот "распущенный" состав будет работать до выборов следующего. Независимо от того, что они выгнали оттуда кучу народа и партию, которая имела свою фракции. Они принимают, как хотят. А неугодным народным избранникам создают невыносимые условия для работы.

— Вернемся к интервью президента России. Владимир Путин отметил, что кризис на Украине принимает еще более серьезный характер в условиях приближения зимы. По его словам, нужно провести срочные работы по восстановлению инфраструктуры. Однако главным вопросом по-прежнему остается "газовый".

— Вся предыдущая история газовых отношений России и Украины свидетельствует о том, что с наступлением холодов к этому вопросу подключатся европейцы. Дело в том, что нынешняя киевская власть демонстрирует удивительную неспособность договариваться. И сейчас возникают обоснованные подозрения, что они могут попросту воровать транзитный газ. Сентябрь пройдет, и начнутся холода. Это приведет к усилению переговорного процесса. Будут прорабатываться и вариант подачи газа в обход Украины. А ситуация с инфраструктурой в стране будет зависеть от позиции Киева.

amp-next-page separator