С момента изобретения фототехники стали появляться снимки людей за едой, в большинстве своем постановочные / Фото: Иван Пустовалов

«Тайная вечеря» на новый лад

Общество
Художники всех времен обращались к теме яств.

«Вечерка» открывает рубрику «Моя еда». Наш эксперт расскажет об эволюции еды в фотографиях. 

Фотографировать людей за едой не принято. Говорят, получается не фотогенично. Наверное. Еда – дело интимное. Самое интимное. По замечанию великого Ильи Мечникова – самое интимное общение человека с окружающей средой.

Кстати, не только фотографировать. Изображение в живописи процесса принятия, приготовления пищи, да и вообще продуктов питания не относятся к числу популярных сюжетов. Тем не менее, художники разных времён и народов время от времени обращались к этой теме.

Из русских художников на память приходят Алексей Венецианов с иконными ликами кормящей матери и ребёнка, Андрей Рябушкин с пиром богатырей у ласкового князя Владимира, Борис Кустодиев с купчихой за чаем, Константин Маковский с боярской свадебным пиром, Михаил Врубель с пирующими римлянами, Григорий Мясоедов с обедающим земством, Пётр Кончаловский со столующимся А.Н.Толстым и конечно самая великая трапеза - «Тайная вечеря», скажем, Николая Ге.

В фотографии имён и работ такого уровня пока нет. Однако с самого момента изобретения техники светочувствительного изображения стали появляться снимки людей за едой. Естественно, прежде всего, постановочные фотографии. Это когда идейный замысел авторов заключался именно в реализации постановки застолья. Заметим при сём, что, по сути, до 30-х годов прошлого века практически все фотографии были постановочными.

Вот, я бы сказал, злободневная постановочная работа. Её авторы Иван Пустовалов и Сергей Леонтьев сумели в художественном замысле соединить голландский групповой портрет и современное настроение. Обратите внимание, какое трепетное отношение к деталям, предметам, ко всем элементам идеи и виртуозному воплощению. Она не о еде, как таковой. Эта фотография о людях, о нас с вами. Эта фотография, на мой взгляд, восполняет внимание живописцев к трапезе в прошлом и актуально звучит в период акцента к продуктам питания сегодня. Кстати, авторы утверждают, что во время работы были использованы исключительно фрукты, овощи и напитки отечественного производства. А жанр – из Европы, от куда теперь продовольствие не возят.

Согласитесь, эта фотография, которую хочется рассмотреть внимательнее, в деталях.

Приятного аппетита.

amp-next-page separator